Работайте, чтобы жить. Не живите, чтобы работать.
Философ и математик Бертран Рассел был одним из тех людей, которые усердно трудились всю свою жизнь. Несмотря на это, именно его имя первым приходит в голову тогда, когда речь заходит о преимуществах праздного образа жизни.
Одна из самых известных его книг – «История западной философии». В этой книге Рассел прослеживает развитие философских идей и взглядов на Западе вплоть до 20-х годов ХХ столетия. К слову, именно этот его фундаментальный труд в 1950 году принес ему Нобелевскую премию по литературе.
В своих трудах он не раз говорил о методе, который позволил бы сделать общество счастливым и который гарантировал бы желание каждого отдельного человека работать во благо всех. Хоть сам Рассел всю жизнь упорно трудился и работал, он ратовал за идею праздного образа жизни.
Наиболее подробно об этой идее он говорит в эссе «Похвала праздности», которое он написал во второй половине своей жизни. Он говорит о том, что с наступлением промышленной революции у человечества появилась возможность работать меньше.
Труд испокон веков рассматривался в нашей культуре величайшей добродетелью. Это и есть главная причина того, почему человечество не воспользовалось появившейся у него возможностью. Мы не способны воспринимать труд как всего лишь часть полноценной жизни.
Вот, что по этому поводу пишет Рассел в своем эссе:
«Нужно признать, что разумное использование досуга есть продукт культурности и образованности. Человек, всю жизнь работавший сутками напролет, заскучает, оказавшись внезапно без дела. Но без значительного количества досуга человек лишен массы хорошего…
Факт состоит в том, что перемещение материи туда-сюда, хотя в определенном количестве и необходимо для нашего существования, решительно не является одной из целей человеческой жизни. Если бы это было так, нам пришлось бы счесть, что любой землекоп превосходит Шекспира».
Работайте, чтобы жить. Не живите, чтобы работать
В своем эссе Рассел понимает работу как монотонный, физический труд. Люди испытывают настолько сильную потребность в этой трудовой деятельности, что они стремятся посвятить ей как можно больше своего времени. Это приводит к тому, что работа более уже не является средством самовыражения, а лишь – рутинной деятельностью.
Он утверждает, что люди верят в необходимость труда. Эта вера не дает людям мыслить здраво. Она приводит к тому, что мы готовы работать день и ночь.
Рассел отмечает, что мы думаем лишь о деньгах, которые можем заработать. Мы вовсе не задумываемся о том, послужат ли произведенные нами товары на благо всех.
Несмотря на то, что эссе «Похвала праздности» было написано более 80 лет назад, высказанные в нем мысли актуальны сегодня как никогда. Мы настолько сильно погружены в работу, что забываем обо всем вокруг. Забываем жить.
Нет ничего плохого в том, чтобы любить свое дело и относиться к нему с должным почтением. Но нужно и понимать, что работа – это лишь часть жизни, а не вся жизнь. Мы нуждаемся в общении. Нам необходимо проводить время в кругу семьи. Нам бывает необходимо выражать себя по-разному.
Допустим, вы любите свою работу больше всего остального в этой жизни. Задумывались ли вы о том, что иногда вам может быть полезно переключаться на что-то другое? Так вы станете более продуктивными. Кроме того, сама работа будет приносить вам куда больше счастья.
Человек, который какое-то время не строит планов, предпочитая просто отдыхать и ничего не делать, почему-то просто обязан чувствовать себя виноватым. Общество упорно внушает нам идею о том, что отдыха и праздности следует стыдиться. Это неправильно, хотя бы потому, что для максимальной продуктивности нам периодическая праздность просто необходима.
Праздность порождает изобретательность
В современном мире под словом «отдых» понимается период времени длиной в несколько часов. В эти несколько часов человек занимает себя чем угодно, чтобы убить время. Например, он может пойти в кино, в бар или на прогулку.
Меньше работы значит больше отдыха. Нас это пугает. Мы просто не будем знать, что делать со всем этим свободным временем.
Рассел смотрит на это совершенно по-другому. Он считает, что человечество просто забыло о том, что пассивный отдых – это не единственно возможная форма отдыха.
Почему же нас так пугает перспектива свободного времени в больших объемах? У нас просто никогда не было возможности придумать, на что его можно потратить.
В реальной жизни активная праздность не раз шла на пользу. В нашей истории есть много примеров того, как «из ничего» вдруг создавалось что-то абсолютно новое и прекрасное.
Если вы как следует отдохнете, в вас проснется креативность, желание творить и созидать. Всему этому нет места в моменты, когда мы загружены под завязку работой.
Праздность – это и есть та движущая сила, которая побуждает нас создавать все то, что мы так ценим и любим.
Рассел по этому поводу говорит следующее:
«Праздный класс наслаждался преимуществами, не основанными на социальной справедливости, что неизбежно сделало его деспотичным, ограничило расположение к нему и заставило изобрести теории, оправдывающие его привилегии. Эти факты весьма обесценили его превосходство, — но, несмотря на эту помеху, он создал почти все, что мы называем цивилизацией: он развивал искусства и открывал науки, писал книги, изобретал философии и совершенствовал общественные отношения. Даже освобождение угнетенных начиналось обычно сверху. Без праздного класса человечество никогда бы не вышло из варварского состояния».
Мы не знаем, появится ли у нас в будущем возможность работать меньше. Однако мы вполне можем сделать первый шаг на пути к тому, чтобы иметь больше свободного времени.
Мы вполне способны освободить для себя один выходной в месяц/утро или вечер каждого рабочего дня. Это одна из тех вещей, которую мы должны сделать на благо себя самих.
Вывод
Критика Расселом человечества, одержимого трудом, весьма иронична. Однако можно заметить и нечто очень важное. Сам Рассел относился к своей работе вовсе не так, как большинство людей в обществе. Он выбирал время для отдыха. Он никогда им не пренебрегал.
Просто всегда получалось так, что во время отдыха ему удавалось что-то создать. Именно поэтому он был такой разносторонней личностью.
В понедельник он мог рассуждать на темы аналитической философии и логического позитивизма. Во вторник он мог полностью переключиться на обсуждение проблем общества, а в среду – писать труды по истории.
Работа позволяет нам зарабатывать на жизнь. Но как только работа поглощает всю нашу жизнь, мы начинаем врать себе.
Мы внушаем себе, что семья и друзья – это неважно.
Освободите время для себя. Не пытайтесь навесить на этот период времени ярлык «пустая трата времени», ведь именно тогда у вас появляется возможность и желание созидать.
Может быть, пришло время что-то изменить? И вместо всепоглощающей занятости сделать что-то кардинально противоположное, например, подарить себе немного свободного времени.
Перевод статьи — The Philosophical Argument for Working Less (And Wasting Time) via Клубер
.
published on
Запись
Комментарии (0)