В том, что люди могут вести вполне нормальный образ жизни без некоторых частей мозга или с их повреждениями, уже ни у кого не вызывает сомнений. Также известно, что когда одна часть мозга перестаёт работать, соседние берут на себя некоторые её функции. Вспомните историю мальчика под кодовым именем «UD», о которой мы упоминали здесь. Казалось бы, учёных уже сложно чем-то удивить, однако свежо и интригующе звучат истории пациентов, чьи повреждения мозга способствовали их становлению в мире искусства.
Так, например, у Сэнди Аллен была удалена большая опухоль из левой височной доли мозга. После этого ей стало трудно читать и следовать инструкциям. Этих проблем следовало ожидать, так как опухоль Аллен была в части мозга, связанной с речью. Но операция имела ещё один, удивительный эффект. Она, казалось, «активировала» её правое полушарие, стимулировав интенсивный интерес к искусству. Это побудило Аллен, которая была человеком науки и медицины в частности, бросить это прежде любимое дело и с головой уйти в создание коллажей. Женщина признавалась, что раньше и человечка ей сложно было нарисовать, а теперь она часами творит.
Что же произошло с Аллен, и является ли её случай уникальным, или учёным удалось случайно наткнуться на любопытную закономерность?
Начнём с того, что случай Аллен не единичный, другие пациенты с повреждением левой височной доли тоже начинали творить. Однако у них тоже наблюдались проблемы. Например, одна женщина чувствовала мощное желание творить, но она не могла закончить свои картины. Она их постоянно начинала, но не заканчивала. Все её новые работы сильно отличались от тех, что она рисовала до повреждения мозга, и не из-за того, что они были незаконченными, сам стиль изменился.
То же говорят и результаты исследования швейцарских неврологов. Они устроили выставку работу двух художников, перенёсших инсульт. Были показаны работы до и после инсульта. Все посетители выставки разницу заметили, а вот самим художникам казалось, что их стиль никак не поменялся, они видели картины такими же, как и раньше.
Общей для этих случаев является склонность повреждённого мозга создавать заметно отличающееся и часто более свободное искусство. Это указывает на то, что повреждение левой височной доли действительно меняет давние художественные привычки или открывает ранее неизвестный творческий импульс. К сожалению, за эти новые способности приходится платить довольно дорого, так как лишнего в мозге нет.
published on
Комментарии (1)