13 действенных советов, как доносить окружающим информацию так, чтобы вас правильно понимали.
Если вы ищете кого-то, кто мог бы помочь вам стать хорошим писателем, вам не найти наставника лучше, чем Стивен Пинкер. Этот знаменитый лингвист из Гарварда известен, кроме всего прочего, и тем, что он является автором нескольких бестселлеров, один из которых («Добрые ангелы человеческой природы») Билл Гейтс даже назвал своей самой любимой книгой.
В общем, когда дело доходит до составления простых, понятных и увлекательных текстов, этот человек совершенно определенно является мастером своего дела. И, к счастью, он готов поделиться с нами тайнами своего мастерства.
Они очень просты, но гарантированно окажут благотворное влияние на умение писать красиво и доходчиво — умение, которое является одним из ключей к успеху, неважно, какую сферу деятельности вы для себя избрали. А вот, собственно, и они:
1. Старайтесь разложить по полочкам своего разума все тексты, которые вы читаете. Если прочитанный текст кажется вам хорошим, подумайте над тем, что делает его хорошим. Если же вам кажется, что он плох, то, опять-таки, чем?
2. Любая проза становится для читателей окном в душу писателя. Старайтесь показать вашим читателям то, что вы видите во время написания, используя яркий, образный язык и сочные эпитеты.
3. Не зарывайтесь в мета-концепции. Старайтесь минимизировать в тексте количество концепций о концепциях, вроде подхода, предположения, условий, моделей, основы, перспективы, уровня, процесса, дистанции, роли, стратегии, тенденции и переменных.
4. Избегайте излишней вычурности, если этого не требует стилизация. Пусть ваш герой «появляется», а не «является пред присутствующими».
5. Никогда не забывайте о «Проклятии знания». Когда мы что-то знаем, нам бывает очень сложно представить, что кто-то может этого не знать. «Это же так просто», думаем мы, и насыщаем наш текст словами, для понимания которых требуются особые знания. Так что когда вы пишете что-то для широкого круга читателей, старайтесь поменьше использовать аббревиатуры и технические термины. Почаще приводите что-то «для примера», чтобы разъяснить непонятные моменты. Будьте более благосклонны к читателям, и никогда не забывайте о том, что даже самые очевидные для вас вещи для окружающих могут вовсе не быть таковыми.
6. Старайтесь не разбавлять текст бессмысленными словами, не несущими никакой смысловой нагрузки. Поверьте, вашему читателю будет куда проще и приятнее прочесть книгу из 200 страниц, чем пытаться осилить 500-страничный фолиант.
Это интересно: 5 самых распространённых ментальных ошибок, которые уводят Вас от принятия правильных решений
7. Бегите от клише так, словно это чума. Стремитесь к оригинальности или, по меньшей мере, к выражению того, что вы хотите донести до читателя, своими словами.
8. Начинайте абзац или предложение с привычной информации, и заканчиваете их новой — так читателю будет проще ее воспринимать.
9. Оставляйте самое «тяжелое» напоследок. Самое сложное для восприятия понятие должно находиться ближе к концу предложения.
10. Текст должен быть последовательным. Читатели должны понимать, как каждое предложение соотносится с предыдущими и последующими. Если это не вполне очевидно, используйте слова вроде «таким образом, к примеру, в общем, с другой стороны, в результате, потому что, тем не менее» или «несмотря на».
11. Прежде, чем отправлять какой-то текст читателям или редактору, перечитайте его несколько раз и устраните все найденные недостатки.
12. Прочитайте ваш текст вслух. Если в процессе чтения вы будете запинаться на определенных местах, и вам покажется, что местами текст написан коряво, скорее всего, так оно и есть.
13. Старайтесь всегда находить лучше слова для каждого случая. И это вовсе не обязательно должны быть самые красивые или «модные» слова — так что обзаведитесь толковым словарем и парочкой энциклопедий.
Перевод статьи A Harvard linguist who is Bill Gates’ favorite author reduced his golden rules for good writing into 13 simple tweets we can all master via Клубер
.
published on
Комментарии (0)