Сотни продавцов на маркетплейсах продают десятки моделей автоматических зарядных устройств (ЗУ) для автомобильных и других свинцовых аккумуляторов. Цены на модели с экранами начинаются с 730 рублей.
Я купил пару моделей и изучил.
На этикетках указано выходное напряжение до 15.5 В в 12-вольтовом режиме (режим 12 или 24 В включается автоматически после подключения к аккумулятору в зависимости от его напряжения).
В торце корпуса у зарядных устройств установлены вентиляторы, так что работают они не бесшумно.
У этих ЗУ всего одна сенсорная кнопка, позволяющая выбрать один из четырёх или пяти режимов, никаких настроек параметров заряда нет: всё автоматически, включая компенсацию зарядного тока от температуры (летний и зимний режим заряда).
Бывают ЗУ двух типов: 12V6A и 12/24V 10/5A, соответственно второе будет пытаться заряжать любые 12-вольтовые аккумуляторы током до 10 ампер, что для небольших аккумуляторов может быть слишком много. Есть "мотоциклетный" режим, в котором зарядный ток ограничивается значением 1.5 А, но для автомобильных аккумуляторов это слишком мало.
Второй режим - зарядка AGM аккумуляторов, четвёртый - "WET" - классические свинцово-кислотные с жидким электролитом (чем этот режим отличается от первого "STD" неизвестно), пятый - восстановление импульсным током.
При подключении ЗУ к аккумулятору без подключения к сети на экране отображается напряжение аккумулятора. И тут начинаются странности: напряжение отображается с довольно существенной погрешностью. Красное ЗУ показывает напряжение на 0.5 В меньше реального. Жёлтое на 0.2 В. На маркетплейсах можно встретить отзывы о том, что "врут" разные модели таких зарядок.
После запуска зарядки в стандартном режиме ЗУ на пять минут включает режим десульфатации и отображает на экране "dFS". При этом на аккумулятор подаются импульсы тока до 8.5 А раз в секунду.
Далее ЗУ переходит в режим основного заряда. На экране непрерывно переключаются значения температуры внутреннего датчика, напряжения и тока. Погрешность отображения напряжения и тока очень высокая. Красное ЗУ показывает 14.2 В, когда на самом деле 13.4 В.
Через аккумулятор течёт ток 8.17 A, а ЗУ отображает 9.37A (ошибка 13%).
У жёлтого ЗУ во время зарядки погрешность отображения напряжение ещё выше: показывает напряжение 14.5 В, а оно на самом деле 13.4 В (ошибка больше вольта!).
Отображается ток 9.39A, а он на самом деле 8.65 A. Причём фактически ток стабилен (точный мультиметр отображает 8.65A, а на экране ЗУ значения "скачут" от 9.32 до 9.39 A.
Самое неприятное, что погрешность измерения напряжения влияет не только на отображение, но и на логику работы ЗУ - режимы зарядки получаются совсем не такие, как "думает" процессор.
Когда зарядка идёт к концу, ток снижается, при этом погрешность измерений также становится ниже - при токе 2.5А ошибка измерения напряжения у жёлтого ЗУ составляет 0.15 В, ошибка измерения тока менее 0.1A.
Когда ток зарядки уменьшается до 2.3 A на экране появляется надпись "FUL", но это ещё не конец процесса заряда. После этого ЗУ начинает подавать на аккумулятор короткие импульсы тока до 3.5 A.
Если подключить ЗУ к заряженному аккумулятору, оно ведёт себя по-другому: сначала на 5 минут запускает цикл десульфатации, потом отображает "FUL" и подаёт на аккумулятор ток 0.8 A при напряжении 13.7 В.
Я не стал проверять, удастся ли этим ЗУ полностью зарядить аккумулятор, а просто вернул их. Мне кажется при таких погрешностях измерения напряжения и тока не стоит рассчитывать на то, что аккумуляторы будут заряжаться правильно. Поправьте меня, если я ошибаюсь.
© 2024, Алексей Надёжин
Четырнадцать лет я пишу о технике, скидках, интересных местах и событиях. Читайте мой блог на сайте
Мои проекты:
Вы можете связаться со мной в группе Телеграм
Промокоды для множества магазинов и сервисов на сайте
Этот пост в моём блоге LiveJournal:
Комментарии (0)