Может показаться, что маленьких монархов много баловали. Однако внуки Екатерины II, например, засыпали под гром пушек. Учителя у цесаревичей были весьма бескомпромиссными людьми. Но невероятно изобретательными.
У юных монархов был плотный график. И не удивительно. Будущему правителю надлежало знать науки, разбираться в искусстве, быть физически здоровым. Но как наставники добивались послушания от особ царских кровей?
Воспитание царских детей — огромная ответственность
Образованием и культурно-нравственным воспитанием юных монархов занимались специальные учителя. Как правило, на долгое время во дворец переезжал опытный наставник. Кандидата отбирали тщательно. Будущий учитель должен был стать живым примером. Процедура найма включала изучение родословной, психических и нравственных качеств кандидата. И, конечно, проверяли его образование.
Вместе с этим подопечные нередко привязывались к учителям. Подобное отношение открывало для наставников новые перспективы при дворе.
Развитие интереса к чтению
Сын Николая II
Монархи с детства много читали. Для того, чтобы вызвать интерес, наставники зачастую прибегали к хитростям. Например, по их заказу отливались маленькие свинцовые буквы, не больше оловянного солдатика. Алфавит князья учили играя. В подростковом возрасте хитрости менялись. Иногда во дворце издавали специальные газеты. В издании равномерно распределяли истории с участием самого монарха.
Иностранные языки изучали только с носителями. В возрасте трёх-четырёх лет к детям приставляли иностранного преподавателя. Такая методика давала великолепные плоды. В возрасте пяти лет, как правило, дети понимали французский и немецкий язык. Воспитанники постарше читали книги на латыни без перевода.
Физическое развитие детей
Известно, что Екатерина II сетовала на упущенное физическое воспитание внука Павла. Императрица была убеждена, что ребёнка с детства душили заботой. Екатерина была сторонницей закаливания в раннем возрасте и постоянных физических упражнений. Два других её внука — Константин и Александр — росли как раз в таких условиях. Юноши спали на твёрдых кроватях в комнатах, где всегда были открыты окна. А под окнами гремели пушки. Так дети приучались к постоянному грохоту.
В список обязательных физических упражнений входили танцы и верховая езда. Также дети монархов обучались фехтованию. В течение дня соблюдался режим. Монархи спали, учились, тренировались и ели строго по расписанию.
Традиции трудового воспитания
Обязательный пункт системы воспитания монархов — ручной труд. На какое-то время князья становились малярами, столярами, кучерами. Детей запросто могли отправить полоть огород. Добровольный труд был в расписании подрастающих монархов вплоть до 1918 года.
Формы поощрения тоже были специфическими. Один из примеров — возможность финансово помочь нуждающимся. Такую привилегию нужно было ещё заслужить. Как правило, ею награждали за отличную успеваемость и примерное поведение.
Социальные принципы воспитания
С конца XVIII века одним из обязательных компонентов воспитания стало общение со сверстниками. Из лучших столичных академий в класс к будущему монарху попадали несколько воспитанников. Отбор проходил по жребию. Цесаревичи не только учились вместе с детьми из других прослоек общества. Наставники разрешали им вместе играть, заниматься физкультурой и трудом. Ставку делали не только на развитие социальных навыков. Большую роль играла атмосфера состязания, которой не могло быть на индивидуальном обучении.
published on
Запись
Комментарии (0)