Каждый седьмой человек в мире является левшой. До сих пор учёные не могут сказать точно, почему появляются такие люди, но известно, что их мозг ничем не отличается от мозга правшей, и леворукость не нуждается в принудительной коррекции.
В куда менее просвещённые Средние века левшей сжигали на костре как «пособников дьявола». А в СССР леворуких детей заставляли писать правой рукой, применяя унизительные методы.
Новости и факты разбирается в вопросе: как и зачем переучивали левшей в Советском Союзе.
По каким причинам левшей учили писать другой рукой
Свои первые буквы в прописях советские школьники выводили чернильными ручками. Пользовались ими и на протяжении всего обучения, и даже правшам сложно было писать такой ручкой аккуратно. Левши же, в силу специфики расположения ведущей руки во время письма, размазывали только что написанный текст. Поэтому левшам в школе приходилось непросто: их или заставляли переписывать всё заново, или переучивали, порой используя жестокие методы.
Кроме проблем с письменными принадлежностями, у леворуких детей были и другие сложности. В СССР не существовало специальных ножниц для левшей, поэтому на уроках труда ученикам-левшам приходилось туго. Не могли дети и полноценно использовать станки, на которых они учились обрабатывать дерево и металл, а также швейные машинки.
Также стоит отметить, что переучивание левшей в СССР было связано и со службой в армии. Во время службы всех солдат в обязательном порядке учили пользоваться оружием, в частности стрелять из автоматов. А так как мозг левшей устроен несколько иначе, то и автомат они брали по-другому, прижимая к левому плечу. В таком положении гильзы вылетали прямо в лицо, что приводило к травмам.
К тому же нельзя забывать, что в СССР не приветствовалось, когда дети в чём-либо отличались от сверстников. К тому же, пишущие левой рукой часто мешали своему соседу по парте, и их приходилось пересаживать.
Как переучивали левшей в СССР
Во времена существования СССР леворукость воспринималась как серьёзное отклонение от нормы, и многие специалисты считали, что левшам требуется коррекция этой «вредной привычки». Поэтому в школах учителя принимали активные и весьма своеобразные методы отучения от письма левой рукой. Зачастую педагоги били ребёнка по «неправильной» руке указкой или линейкой, если замечали, что тот использует её во время написания текста. Испугавшийся боли ребёнок брал ручку в другую руку и начинал писать ею. Но чаще всего полного отучения от письма левой рукой добиться не удавалось, ученик мог одинаково хорошо или плохо писать обеими руками.
Нередко детям, особенно первоклашкам, которые только-только начинали учиться писать, привязывали левую руку к их же телу или к спинке стула. Таким образом педагоги предотвращали искушение взять ручку в привычную руку. Но одной школой переучивание левшей не ограничивалось. По советам учителей, родители продолжали и дома воздействовать на ребёнка-левшу. Во время выполнения домашней работы мама или папа перебинтовывали ребёнку левую руку или надевали на неё варежку, которую он не мог снять.
Нельзя сказать, что такие методы не влияли на психику ребёнка. У левшей ведущим является правое полушарие, оно же отвечает и за то, в какой руке человеку удобнее держать предметы. Искусственным образом изменить это невозможно. Дети не понимали, почему нельзя писать левой рукой, ведь им так было удобнее. От этого у многих случались нервные срывы, бессонницы, появлялись головные боли, а некоторые начинали страдать от энуреза или заикания.
После семидесятых в СССР появились шариковые ручки, которые не размазывались, в отличие от чернильных. Тогда детям-левшам стали разрешать писать ведущей рукой. А в 1986 году Министерство просвещения СССР выпустило несколько документов, защищающих пишущих левой рукой и предписывающих прекратить их переучивание.
published on
Запись
Комментарии (1)