«Феномен Моны Лизы» — известный эффект, когда неживые персонажи картин пристально следят за движениями зрителей, пока они идут мимо полотен. Парадоксально, но сама Мона Лиза не следит за окружающими.
Странное исследование провёл психолог из немецкого Университета Билефельда Гернот Хорстманн. Однажды ему показалось, что Мона Лиза с одноименной картины Да Винчи вовсе не следит за посетителями музея. В ходе исследования, которое Хорстманн провёл вместе с IT-учёным Себастьяном Лоттом, 24 человека внимательно разглядывали портрет Моны Лизы на компьютерном мониторе. Зрителей от экрана отделяла линейка, а испытуемые должны были отмечать каждый момент, когда взгляд Моны Лизы пересекал эту линейку. Для точного расчёта угла, в который смотрела нарисованная девушка, линейку и наблюдателей удаляли и приближали к экрану. Кроме того, учёные меняли масштаб изображения: на экране оставались, например, только глаза Моны Лизы. Всё это позволило сделать вывод, что взгляд Моны Лизы падает правее наблюдателя, а если точнее — на 15,4 градуса правее.
Взгляд Моны Лизы лежит вне диапазона, который человек воспринимает как пристальное наблюдение за собой. Почему же тогда многие уверены, что картина следит за зрителями? Возможно, людям просто приятно осознавать, что другие люди, пусть и нарисованные, уделяют им пристальное внимание.
published on
Комментарии (0)