«Машину времени», которая запечатлена на кадрах Гайдаровского фильма, собрали в последний момент. Безвыходную ситуацию спас скульптор из соседнего павильона «Мосфильма». Первый прототип собирали в настоящем конструкторском бюро. Однако режиссёр его забраковал.
История тимофеевской «машины времени» — череда случайностей и совпадений. Конструкция сначала очень не понравилась Гайдару. И если бы не обстоятельства, в знаменитом фильме был бы совершенно другой агрегат.
Кадр из х/ф «Иван Васильевич меняет профессию»
Другая машина
В 1973 году на советские экраны вышла новая комедия Гайдая. Фильм про Ивана Васильевича имел оглушительный успех. Однако зрители и не подозревали, что в какой-то момент съёмки находились на грани срыва. В самом начале работы Леонид Гайдай получил разрешение обратиться в конструкторское бюро для создания машины времени. Да, реквизит для фильма изготавливали в самой настоящей лаборатории.
Когда Гайдаю представили макет, он пришёл в ужас. Перед ним стоял почти космический корабль. С точки зрения инженеров машина была безупречна. Её изготовили на основе ЭВМ, считавшихся тогда передовыми. Однако в небольшой квартире инженера Тимофеева агрегат смотрелся ужасно. До конца съёмок оставалось всего два месяца. Гайдая спас случай. В этот же момент в соседнем павильоне «Мосфильма» трудился талантливый скульптор. Поговаривали, что он изготовил отличные декорации для фильма «Руслан и Людмила». Правда, мастер работал в основном с деревом.
Художник и скульптор Вячеслав Почечуев в то время был своеобразной звездой «Мосфильма». Гайдаю он достался почти за бесценок. У режиссёра горели сроки, а скульптор остро нуждался в деньгах. За «машину времени» Вячеслав получил 40 рублей. Для сравнения: гонорар Гайдая составил более семи тысяч рублей. Звезда фильма Юрий Яковлев получил почти 4500 рублей. Самый скромный актёрский гонорар был у Нины Масловой — всего 101 рубль. Но даже он в два с половиной раза превосходил сумму, которой наградили скульптора.
Вячеслав Почечуев — «отец» советской «машины времени»
Гайдай сразу обозначил, что сроки сжатые. Через два дня Почечуев принёс в павильон к режиссёру чертёж на ватмане. Рисунок Гайдаю не понравился. Колбы, трубки, рычаги и всё непонятно как закреплено. Хуже всего смотрелись провода. Однако Почечуев сделал яркую презентацию и пообещал, что в кадре машина будет смотреться замечательно. Режиссёр дал скульптору шанс. Теперь перед Почечуевым стояла непростая задача: меньше чем за два месяца собрать машину из десятков деталей. Главная проблема — стеклянные колбы и стаканчики разного размера.
Железными прутьями и рычагами разжились на одном из заводов. На другом выкупили десятки разноцветных ламп и десятки метров проводов. Готовых колб для машины не нашлось. Гайдай лично поехал на стеклодувный завод и разместил заявку. Выполнить заказ руководство пообещало в течение недели. Но и тут режиссёру улыбнулась удача. Почечуев смог найти общий язык с одним из стеклодувов. Мастер изготовил колбы за два дня. Оплатили сверхсрочную работу несколькими бутылками креплёных напитков.
Вячеслав Почечуев и его «машина времени»
Гайдай не видел машины вплоть до дня сдачи проекта. Когда Почечуев наконец собрал своего «монстра», вся съемочная группа пришла в восторг. Агрегат причудливой формы с двигающимися рычагами переливался разноцветными лампочками. Машина даже дым пускала и издавала «космические» звуки. Каким-то образом Почечуеву, который был резчиком по дереву, удалось проявить талант конструктора. В итоге машина пришлась по душе и Гайдаю, и актёрам. Впоследствии скульптор не раз называл агрегат своей лучшей работой. Режиссёр же отметил, что именно на такой машине в прошлое должен отравиться управдом Бунша. Скульптору выписали премию в размере 40 рублей. В сопроводительной записке написали: «За изобретение машины времени». Без кавычек.
Реальный изобретатель машины времени
Интересно, что фотографии прототипа «машины времени», изготовленной конструкторским бюро, не сохранилось. На эту тему до сих пор любят шутить, что, мол, инженеры поняли заказ буквально. Собрали настоящую машину времени, а потом её законсервировали. Скорее всего, после рецензии Гайдая агрегат просто в спешке разобрали. С точки зрения конструкторов бюро, заказ был выполнен верно. Просто режиссёр не уточнил в самом начале, что именно необходимо получить.
Если задуматься, то даже выдуманная машина времени никогда не работала. Перемещение Ивана Васильевича Бунши во времена Ивана Грозного — всего лишь сон инженера Тимофеева. Ходили слухи, что Гайдай тем самым хотел подчеркнуть, что собрать машину времени в советское время невозможно. Через десять лет на экраны вышел американский конкурент — фильм «Назад в будущее». История сборки агрегата в нём выглядит правдоподобнее. Почему простому советскому инженеру было сложно собрать настоящую машину в кустарных условиях?
Тимофеев жил в однокомнатной квартире и в ней же собирал свой агрегат. Согласитесь, условия спартанские. Его заокеанский коллега Эммет Браун, например, трудился в просторном гараже двухэтажного дома. Всё, чего мог добиться советский инженер в такой ситуации, — отключения света в доме и праведного гнева соседей. Другой важный фактор — расходные детали. На момент выхода фильма «Назад в будущее» электроника в Америке продавалась через специальные журналы. Инженеры просто звонили и заказывали доставку. Тимофееву пришлось прибегнуть к услугам спекулянта. В магазине необходимого товара не нашлось.
Наталья Селезнёва на съёмках фильма, на фоне «машины времени»
Вячеслава Почечуева не стало в 2012 году. Последние 20 лет жизни он провёл в небольшой деревне под Владимиром. Художник не раз организовывал собственные выставки. Кстати, справка-квитанция об «изобретении машины» времени долгое время хранилась в личном архиве Почечуева как ценный памятный экспонат. В одном из интервью мастер вспомнил, каким образом он уговорил Гайдая принять нарисованный макет и дать добро на его реализацию:
Я его убеждал, что машина будет светиться, пыхтеть и булькать — получится настоящее изобретение Шурика.
published on
Запись
Комментарии (0)