Семидесятые годы стали годами расцвета для советской рыбной промышленности. Объёмы добычи рыбы стремительно росли, по всей стране открывались магазины «Океан», и был введён «рыбный четверг». И никто не догадывался, что эти магазины были лишь ширмой для «рыбной мафии».
За короткое время руководители советской мафии сумели сколотить целое состояние на своих махинациях. И их так бы и не поймали, если бы не один честный старик не обнаружил кое-что странное в купленных консервах.
По иностранному образу и подобию
Сеть рыбных магазинов «Океан» в СССР появилась благодаря удачному стечению обстоятельств. В начале семидесятых тогдашний министр рыбного хозяйства Ишков Александр Акимович был в Испании с деловым визитом. Как-то раз в свободное от работы время он зашёл в местный рыбный магазин и был приятно удивлён. На многочисленных полках и прилавках лежали самые разнообразные морепродукты. В больших аквариумах плавали пресноводные и морские рыбы, а покупатели ходили и выбирали товар сами. Разумеется, Ишков, сражённый наповал ассортиментом и сервисом, тут же захотел открыть подобный магазин и на родине. К тому же, именно в семидесятые добыча океанской, речной и морской рыбы стала стремительно расти. Без промедления Александр Акимович предложил идею о создании рыбных магазинов Леониду Брежневу.
Леонид Ильич, конечно, согласился. Идея показалась ему весьма и весьма перспективной. К тому же, он не хотел отставать от развитых европейских стран в чём бы то ни было. Ишкову было дано добро. Для начала он убедил Алексея Косыгина — председателя Совета министров, что сбыт рыбной продукции должен осуществляться только силами Министерства рыбхозяйства. Так появился Союзрыбпромсбыт, руководить которым стал Юрий Рогов. Курировал эту организацию Владимир Рытов, бывший заместителем Александра Ишкова. Вместе они занялись закупкой оборудования для «Океанов».
Всё необходимое было закуплено в Испании. Доставленные в Москву сияющие витрины, поставленные в новых магазинах, и обилие рыбы и морепродуктов произвели огромное впечатление на людей. В магазины «Океан» многие ходили как на экскурсии, удивляясь на каждом шагу. Особенно поражал «Океан» в Минске, где стены были отделаны под рыбью чешую. Без покупок не уходили, тем более что цены на рыбу были в разы ниже, чем на мясо. А в «рыбный четверг» для покупателей делали хорошие скидки. Рыбы в те годы добывалось даже с излишком. Поэтому Союзрыбпромсбыт мог позволить себе скинуть пару рублей с каждого кило. Впрочем, эти скидки на доходах руководства никак не отражались. Благодаря нехитрым, но весьма успешным махинациям деньги к главарям «рыбной мафии» текли рекой.
Нелегальная икра и «золотые» излишки
Александр Ишков, быстро поняв, что «Океаны» способны принести немалую прибыль, выбил для Союзрыбпромсбыта особые условия. Мелкую рыбу и некондицию в размере 0,1 процента от улова за определённый срок разрешалось списать в качестве излишка. Кроме того, «Океаны» имели право чуть ли не ежедневно списывать 10% рыбы из заморозки, потерявшей товарный вид. Разумеется, этими благами начали пользоваться все. Излишки и некондиция продавались как вполне обычные продукты. К тому же, продавцы и директора виртуозно «химичили» с усушкой и утряской товара. Были у «рыбной мафии» в ходу и другие схемы обогащения.
При многих магазинах «Океан» были собственные кафе и столовые. Там реализовывали списанные за копейки продукты, продавая их по высокой цене. А ещё в рыбных магазинах были отделы с рыбными полуфабрикатами, которые советские граждане быстро раскупали. Только на производстве этих самых полуфабрикатов неплохо зарабатывали «левые» деньги. Мошенничали и с реализацией рыбы и рыбных продуктов для высокопоставленных чиновников.
В те годы существовала спецбаза № 208, которая продавала элите советского общества дефицитные товары за сущие копейки. Например, обед с блюдом из осётра и красной икрой стоил всего один рубль. По поддельным документам эти товары перепродавались в магазины, где снова продавались уже с огромной наценкой. Чтобы ненароком не засыпаться, в «рыбной мафии» создали двойную бухгалтерию. Но это не помогло. Всё дело рухнуло в одночасье из-за слишком дотошного старичка.
В 1978 году в один из «Океанов» пришёл ветеран и купил баночку кильки в томате за 30 копеек. И каково же было его удивление, когда вместо мелкой рыбёшки внутри банки оказалась самая настоящая чёрная икра! Другой бы обрадовался, но старичок оказался очень честным и совестливым. Он явился в магазин и потребовал заменить ему банку. Неизвестно, чем там закончилось дело, но на следующий день москвичи смели всю кильку с прилавков. Конечно, сыграло свою роль сарафанное радио. Впрочем, чёрную икру в банках кильки больше никто не обнаружил. Но благодаря такому всплеску спроса на дешёвые консервы делами «Океана» заинтересовались в прокуратуре. Тем более что примерно в это же время в поле зрения правоохранительных органов попали Ефим Фельдман и Владимир Фишман. Первый был гендиректором торгово-производственной фирмы «Океан». А второй — директором одного из крупнейших магазинов сети «Океан». И оба они были замешаны в махинациях «рыбной мафии».
Дело «Океана» — первое дело о коррупции в СССР
Ефим Фельдман и Владимир Фишман прогорели на том, что хотели навсегда уехать из СССР. Во время своих заграничных командировок они обменивали рубли на валюту, а уже валюту переправляли в США. Об этом стало известно в КГБ. Началось расследование, призванное выяснить, откуда у директора и гендиректора такие деньги. Да, зарплаты у них были большие, но не настолько. Вскоре Фишмана и Фельдмана вызвали на допрос. Те не стали отпираться и охотно сдавали всех, с кем сотрудничали.
«Рыбные мафиози» упоминали такие громкие имена, что в КГБ сотрудники схватились за головы. К их счастью на дело «Океана» обратил внимание сам Юрий Андропов, бывший тогда главой КГБ. Благодаря ему стал возможным арест и Рытова, и Ишкова. На Рытова особенно охотно указывали все повязанные в деле «рыбной мафии» — он мало кому нравился. Тот отпирался, как мог, но в конце концов признал свою вину и сдал несколько десятков человек. В итоге следствие дошло и до министра Алексея Ишкова, погрязшего в делах «рыбной мафии» по самую макушку.
Слушание дела о «рыбной мафии»
Юрий Андропов был готов арестовать Ишкова и отдать его под суд. Однако ему не дали этого сделать. Ишков был дружен с Леонидом Брежневым, и тот вступился за него. Вполне вероятно, что по совету Брежнева Ишков сказал, что все полученные им взятки он расценивал как подарки. Позднее все полученные деньги он передал на благо государства. В итоге больше всех пострадал Владимир Рытов. В ходе обыска из его квартиры изъяли все деньги, а это ни много ни мало 300 000 рублей. Суд над участниками «рыбной мафии» был скор и справедлив. Владимира Рытова расстреляли, Фельдману и Фишману назначили по 12 лет лишения свободы. Все замешанные в деле «Океана», а это более 1500 человек, понесли различные наказания.
После суда над Рытовым и его подельниками магазины «Океан» стали стремительно закрываться по всей стране. К началу девяностых осталось всего несколько штук, но прежнего лоска и богатого ассортимента в них не было. А дело «Океана» помогло выявить и другие мошеннические схемы. Благодаря нему были раскрыты и махинации главы геленджикского общепита Берты Бородкиной в курортных городах.
published on
Комментарии (0)