300-400 лет назад 40-летний человек считался уже очень пожилым. Хотя даже не стоит замахиваться так далеко, той самой старухе-процентщице из романа Достоевского было 42 года. Сегодня в таком возрасте женщины ещё успешно рожают детей, и все относятся к этому нормально, люди в этом возрасте зрелые, но далеко ещё не старые по нашим меркам.
Конечно, за такое положение вещей нужно низко поклониться медицине. Продолжительность жизни неуклонно росла весь XX век. Люди часто стали доживать до 100 лет, и теперь любопытно, будут ли они чаще жить до 110 или даже до 120 лет? Чтобы ответить на этот вопрос, учёные из Университета Южной Дании Энтони Медфорд, Джеймс Ваупель и Каре Кристенсен изучили 10 955 шведов и 5 976 датчан, родившихся между 1870 и 1904 годами в Дании, Швеции и соседних странах, имеющих тесные культурные и исторические связи.
В Швеции уровень смертности в целом ниже, чем в Дании во всех группах возрастов. Однако процент исследуемых людей, доживавших до 100 и более лет, оставался примерно на одном уровне. В Дании же наблюдалась такая статистика: возраст, в котором выживают только 6% долгожителей, постоянно увеличивался в течение этого периода.
А сколько государства тратят на здравоохранение? Это любопытно, ведь Дания и Швеция действительно очень похожи, но в первой тенденции увеличения продолжительности жизни есть, а во второй – нет. Страны, может, и похожи, а вот системы здравоохранения в них разные. После 1990 года Швеция сильно урезала финансирование здравоохранения из-за ряда экономических кризисов. Из-за сокращения расходов некоторые пожилые люди оказались в опасности, особенно в самых низких социально-экономических группах. В Дании финансирование здравоохранения так резко не снижалось, а значит и пожилые люди имели возможность получать более качественный и высококвалифицированный уход.
Вот и ответ. То, как много людей будет переживать 100-летний порог, в большей степени зависит от политики государства. Поэтому постарайтесь старость встретить в Дании.
published on
Комментарии (1)