До замужества девушки на Руси повязывали голову простой лентой или венцом, оставляя открытыми косу и темя. На свадьбу косу переплетали и укладывали кругом — «окручивали», откуда и пошло выражение «окрутить девку» — буквально «женить на себе».
Замужняя женщина обязана была покрывать волосы головным убором, иначе она навлекала позор на всю семью. Жёны укладывали волосы каждый день, покрывали шапочкой-волосником, а сверху надевали головной убор сложной конструкции. Кокошники могли сооружаться из десятка различных деталей.
Какой смысл скрывал в себе русский женский кокошник, и как различались эти традиционные уборы в разных губерниях? Новости и факты аккуратно перебирает занятные части женского гардероба.
Женские головные уборы на Руси
Головной убор для женщины в старину был не просто функциональным украшением: он рассказывал о семейном и социальном женском статусе, месте проживания и даже о наличии детей.
Русский юг в древние времена по традиции жил беднее и консервативнее Севера, который развивался за счёт активной торговли с заморскими купцами. Поэтому и старинные одежды, и головные уборы здесь можно было встретить довольно продолжительное время в царской России. Визуально наряд южнорусской женщины был похож на бочонок. Увенчивался он обычно «сорокой» или «кичкой» — кокошником разных конструкций и фасонов.
Рогатая и копытообразная кики
Само слово «кика» на старославянском значит «волосы», а головной убор такой формы носился ещё в дохристианской, языческой Руси, когда символом плодородия считались рога. Поэтому рогатую кику могла носить только «мужатая баба», родившая хотя бы одного ребёнка. Такой убор мог быть довольно массивным и высоким — до 20–30 см в высоту, и чтобы его достойно держать на голове, женщина держала ровной шею и чуть задирала подбородок. Отсюда и пошло слово «кичиться». Кстати, в церковь как раз-таки из-за проязыческих корней ходить в кике запрещалось.
У традиционной рогатой кики со временем появились и аналоги — в виде подковы, лопатки и валика. Надевался такой кокошник следующим образом: поверх основной шапочки-волосника закреплялось твердое очелье (то, что закрывало лоб), а затем обтягивалось красивой расшитой материей, а также шнуром и лентами вокруг самой головы. Подкова защищала женщину от дурного глаза и чаще всего её носили по праздникам. Кики в виде подков и копытца можно было встретить в воронежских деревнях вплоть до середины XX века.
Тульская «сорока»
«Сорока» была визуально похожа на птичий хвост и по бокам имела «крылья». «Хвост» по центру собирался из плиссированных ярких лент, к нему пришивались такие же цветастые «розетки». Такой головной убор был характерен для жительниц тульской губернии, и носили его «в люди» обычно замужние женщины в первые годы после свадьбы.
Кокошник в традиционном, привычном значении чаще встречался у женщин русского севера, которые носили сарафаны. По-старославянски «кокошь» значило «курица». Визуально «куриные гребешки»-кокошники лучше всего подчеркивали трапециевидный сарафанный силуэт. Украшались такие головные уборы очень старательно — жемчугом и драгоценными камнями, кружевом и бархатом. Носили традиционные кокошники чаще всего богатые купчихи.
«Русская красавица в кокошнике». К. Маковский
Самшура, моршень и шишак
Самый распространенный на Руси вариант кокошника XVIII–XIX веков также нередко назывался «шамшурой» (от старославянского «шамшить» — «жать, мять», а также «невнятно говорить»). Чаще всего его носили жёны в Вологодской и Архангельской губерниях. Оттуда моду на него привезли и в Центральную Россию.
Основой самшуры была «сморщенная», в сборку шапочка. По праздникам его делали более высоким, покрывали лентой, расшитой камнями, а в обычные дни поверх шапочки надевали платок.
Княгиня Орлова-Давыдова. 1903 год
Интересная вариация кокошника была в ходу у псковских женщин — так называемый шишак, традиционный свадебный головной убор. Шишечки, которые его украшали, обозначали плодородие, и считалось, что сколько их на шишаке, столько детишек женщина и родит. Нашивались шишечки-«детишки» спереди и украшались жемчугом. По нижней кромке шла также жемчужная, тонкой работы сеточка — «поднизь». Сверху шишак покрывался на свадьбу белым, расшитым золотом платком, и передавался как семейная реликвия из поколения в поколение. Продать такой кокошник можно было за весьма крупную сумму, иногда до семи тысяч рублей серебром.
Одна из самых необычных разновидностей кокошника — «каблучок», распространенный в Тверской губернии. Это исключительно праздничный головной убор, поэтому он обязательно расшивался драгоценными камнями, золотыми нитями и сам был из шёлка и бархата. Цилиндрической формы «каблучок» надевался на широкую поднизь, вышитую жемчугом. В таком кокошнике часто писали портреты русских женщин художники.
Кокошники стали выходить из моды только в конце XIX века. Постепенно их сменили убрусы — шали и платки.
published on
Запись
Комментарии (0)