Преступная группировка орудовала в столице в тяжёлые постреволюционные годы. Счёт убитых шёл на десятки, среди них большая часть — особенно ненавистных «мстителям» милиционеров. Показательные расправы стали излюбленным «перфомансом» банды.
За три года деятельности «Чёрные мстители» награбили более четырёх с половиной миллионов рублей, обчищая кооперативы и дома крупных промышленников, полностью вырезая и расстреливая их семьи.
Новости и факты ужасается вместе с москвичами начала XX века, оценивая страшный «урожай» одной из первых группировок новой России.
Хозяева Москвы
Главарём банды в её лучшие три года был Николай Сафонов по кличке Сабан. Выходец из Тамбовской губернии имел к 1917 году — моменту организации группировки — уже несколько судимостей и слыл одним из опаснейших рецидивистов. Он создал чётко отлаженную, структурно организованную группу отчаянных головорезов. В банду входило более трёх десятков человек, и для удобства она была разделена на две подгруппировки. Первой руководил Александр Андреев, второй — Николай Павлов, оба они подчинялись Сабану и его правой руке — бандиту по кличке Капитан. Чётко распределялась шайка во время налётов на группы разведки, прикрытия, захвата и отступления. Каждый шаг продумывался досконально, а малейшее неповиновение внутри группировки Сабан жесточайшим образом пресекал, вплоть до расстрела подельников. Советником Сафонова стал бывший военный офицер, поэтому тактика преступных набегов была на высоте, и поймать бандитов не удавалось долгое время.
Одним из самых громких преступлений стало показательное убийство семьи промышленника Иванова. Добычей «Чёрных мстителей» стало около полутора миллионов рублей. МУРовцы объявили охоту на бандитов, однако те совершили ответную дерзкую выходку — набег на милицейское отделение. Сабан и его подельники представились, а затем стали стрелять по МУРовцам и угрожать им бомбой.
Милиционеров Николай Сафонов не любил особенно, обвиняя их в потерянных лучших своих годах на каторге и в заключении. Не задумываясь, убивал он стражей правопорядка при любом удобном случае. Когда ненависть достигла пика, Сабан устроил собственную охоту — на московских постовых. Бандиты разъезжали по городу на авто, останавливались, чтобы что-нибудь спросить у дежурного милиционера и тут же в упор его расстреливали. Таким образом было убито почти два десятка человек, а сотрудники правопорядка стали массово отказываться от одиночных дежурств. После серии этих убийств за бандой и закрепилась кличка «Чёрные мстители».
Конец банды Сабана
Через два года безуспешных попыток накрыть самую жестокую банду Москвы начала XX века МУРовцам наконец улыбнулась удача: им в руки попался главный помощник Сафонова — Капитан. Это происшествие сильно подкосило главаря шайки, и Сабан решается на какое-то время уйти в тень. Он уезжает на родину к сестре, однако в пылу ссоры с родственниками бандит жестоко убивает и родную сестру, и всю её семью, включая детей.
Крики жертв услышали соседи, однако спасти уже никого не удалось. Озверевшие от увиденного люди скрутили Сабана и расправились с ним, не дожидаясь милиции. Таким образом был ликвидирован один из самых опасных преступников постреволюционной Москвы, и так закончилась та часть истории «Чёрных мстителей», что связана с Николаем Сафоновым.
Банда Морозова
«Чёрные мстители» потеряли главарей, но не канули в лету. Власть перешла к бандиту, отлично подготовленному Сабаном, — Павлу Морозову, известному под кличкой Новодеревенский. Новый главарь придерживался тех же принципов, однако при этом решился выйти за пределы Москвы: теперь преступники грабили богатые дома по всей Московской губернии.
В самой Москве самым громким делом банды Морозова стал налёт на фабрику «Богатырь», преступники несколько дней отслеживали сотрудников предприятия, а затем обчистили кассу почти на 600 тысяч рублей.
Несмотря на следование «заветам» Сабана, Пашка Новодеревенский не смог долго держать на плаву дела. МУРовцы одного за другим арестовывали бандитов. Самого Морозова вылавливали на квартире у сожительницы, однако в сети милиционеров попался другой головорез — Капустка, который в итоге и навёл их на след костяка банды «мстителей». Морозов в панике стал набирать в свою ослабевающую группировку без разбора и проверок бандитов самых разных мастей, что в итоге его самого и погубило: один из таких уркаганов во время раздела добычи убил самого Пашку Новодеревенского. Так была практически самоликвидирована самая дерзкая банда Москвы начала двадцатого столетия.
published on
Запись
Комментарии (0)