Люди полюбили говорить: «Я просто хочу здоровых отношений!». Прямо с порога заявляют. Это сейчас популярно, хотеть здоровых отношений.
А начинаешь задавать наводящие вопросы, и оказывается, что под здоровыми отношениями люди имеют в виду довольно странные вещи. Чаще всего (хотя никто не любит в этом признаваться) одну из двух вещей: либо это «отношения, которые я посчитаю здоровыми», либо «отношения, в которых я ни за что не плачу». Вот первый вариант – классическая манипулятивная ловушка. Когда одна сторона требует от другой соблюдения неких правил, но каких – пойди угадай, а главное, не факт, что они в процессе не изменятся.
Здоровые отношнения — это как?
Например, с вечера договорились, что «здоровые отношения – это когда мы друг друга уважаем», ну чего плохого? А на следующий день первая сторона с обидой шипит: «Ты не встретил меня с работы, какие у нас могут быть здоровые отношения?!». И тут вторая сторона, если она не юрист, немножко теряет дар речи, потому что как?.. Как и из чего следовало, что «здоровые отношения» — это встретить с работы, да еще и сегодня? И так далее. А завтра определение «здоровых отношений» еще уточнится, а потом еще и еще, и попасть в них невозможно никогда.
Апофеоз, то, что слышала лично я (подслушивала, как всегда): «Здоровые отношения — это если ты просто будешь вести себя, как нормальный человек!». В одной фразе сразу столько невыполнимых условий, подмен и ловушек, что она тянет на отдельный текст. В этом «варианте манипулятора», кстати, у первой стороны всегда есть какие-то рычаги власти. Всегда. Это могут быть деньги, вина, чувство долга. Реже страх. И рычаги эти настолько мощные, что вторая сторона никуда не денется, будет играть в «здоровые отношения» и стремиться к ним до одури, чувствуя себя все виноватее и виноватее. Часто именно её тут хочется защитить.
Второй вариант – скорее результат искренних заблуждений. Мне кажется, примерно с того же момента, как все начали рассуждать о «личных границах», появился миф о том, что в «правильной здоровой семье» никто никого не отягощает, не использует, ничьи границы не нарушает и все бесконечно свободны. Кругом сплошное благолепие и танцы Феи Драже. Хотя всякий, кто залезал в семью хоть одним локтем, знает, что это не так. Что мы неизбежно прорастаем в близких, как и они в нас.
И кроме этих вожделенных «личных границ» и личного пространства, неизбежно возникнет пространство общее, не «твое» и не «мое». Это спорная территория, на ней время от времени пробегают искры и возникают ссоры, у кого-то больше, у кого-то меньше. И пока договоришься, пока нащупаешь вслепую правила, много раз друг друга покусаешь — хоть и случайно, но больно!
А еще есть бессознательные проекции и ожидания, когда партнеру приходится играть для нас то Красную Шапочку, то Серого Волка, то дом с привидениями, то сад расходящихся тропок, то еще какого-нибудь причудливого персонажа. Мы всегда, всегда используем партнера, так или иначе. И он нас. Иногда это использование совершенно неочевидное. И нам не так нужны обнимашки, как достойный противник, чтобы бить его наотмашь по морде (не буквально, метафорически), чтобы мучать его, а он бы не сдавался и отбивался. Или нам необходимы тяжелые кандалы, чтобы хорошенько их волочить — и мы эту роль с удовольствием отдаем партнеру. А партнер, совершенно бессознательно, на нее соглашается – потому что у него там тоже какой-то свой, невидимый глазу выигрыш.
Шагая в любые отношения, мы попадаем в зыбкий мир теней и обоюдных проекций того, что не выскажешь словами и не объяснишь стороннему зрителю, а если объяснишь, то криво-косо и соврёшь. И всегда, всегда жертвуем какой-то частью свободы, а вместо нее получаем кулёк с ответственностью. Это неприятно, потому что, честно говоря, свобода круче ответственности. И еще пресловутые «личные границы» приходится ужимать до размеров семьи, всё время считаться с тем, что рядом еще кто-то есть. Тоже противно. Это и есть цена, которую мы платим. Это наш «налог на не-одиночество».
И разница между «здоровыми отношениями» и «нездоровыми отношениями», как по мне, только в том, что иногда мы платим посильную сумму, выигрывая много, а иногда цена заоблачная и выигрыш крошечный. Проездной на трамвай по цене Боинга. Но всегда есть шанс, что мы там чего-то не видим. И на самом деле Боинг — как тот суслик — есть.
Анастасия Рубцова
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
published on
Запись
Комментарии (0)