Мы все с детства, еще не понимая значения слов, обучаемся по интонации оценивать эмоциональную окраску речи, звуков.
Когда мы слышим другого человека, то интуитивно рисуем его образ: старый или молодой, толстый или худой, добрый или злой, скромный или заносчивый и так далее. А что делают другие люди по отношению к нам? То же самое.
- Громкий голос может создать образ человека, который стремится доминировать, контролировать людей и ситуацию. Существует ошибочное мнение, что громкая речь – признак уверенности. Часто таким способом просто пытаются привлечь к себе внимание. Иногда громко разговаривают люди маленького роста или с плохим телосложением, стремясь компенсировать свои физические комплексы. По-настоящему уверенные в себе люди редко разговаривают громко. А если и говорят, то это всегда получается уместно и, как правило, для оказания давления.
- Спокойный, уверенный голос и четкая дикция рисует человека, который знает, как подать себя миру. Саморуководство и самодисциплина – его конек. Однако в общении с ним у вас может возникнуть ощущение некой театральности: слишком четкое выражение мыслей, лишенное чувств.
- Если человек разговаривает четко, быстро, напористо, то он довольно энергичен и реактивен. Это тот человек, который сначала сделает, а потом подумает.
- Если его речь медленная, он будто взвешивает слова, то этот человек нетороплив, обстоятелен и склонен к анализу.
- Невнятная речь может свидетельствовать о том, что человек не умеет выражать свои мысли, тревожен, застенчив или устал. Он не является лидером, ему не хватает жизненных впечатлений, радости, энергии. Ему присущи слабые рукопожатия, вялые телодвижения.
- Низкий голос вызывает ассоциации с уверенностью, самодостаточностью, интеллектом. Обладателя интуитивно воспринимают, как авторитетного и знающего. Чем ниже голос у мужчины, тем надежней и сильнее его считает женщина. И это правильно, т.к. связано с высоким уровнем гормонов.
Мы все с детства, еще не понимая значения слов, обучаемся по интонации оценивать эмоциональную окраску речи, звуков. Благодаря этой способности мы можем по голосу определять характер человека, судить об интеллекте, роде занятий, темпераменте.
Наш голос идет из горла. И это следующий сегмент нашего тела, в котором могут образовываться различные мышечные зажимы, мешающие нам говорить ясно и убедительно.
Гораздо чаще, чем от болезней и перегрузок, голос страдает именно от них. И тогда мы чувствуем, что наш голос как бы пресекается, горло «перехватывает», зажимает, вплоть до ощущения боли, – но ничего не можем с этим поделать. Отчего это происходит?
Дело в том, что горловые зажимы – это психологические реакции тела на стресс. А если ваш голос зажат постоянно, это значит, что вы испытываете стресс, даже если вы его не ощущаете.
Наше тело привыкает и застывает в какой-то защитной реакции, и мы перестаем ощущать эту часть. И только когда все остальное тело расслаблено – тогда становится заметней сжатие, спазм в этой области. Вот почему мы так часто болеем в отпуске.
Как связаны голосовые зажимы с психологическими? Можно ли освободить от них свой голос так, чтобы он зазвучал в полную силу своей естественной, природной красоты? Да, конечно. Но для этого необходимо сделать некоторую работу над собой:
Обратите внимание, как мы, взрослые, воспитанные люди, реагируем на боль, душевную и телесную. Нам хочется заорать – от боли, от гнева, от обиды – а мы стискиваем губы, зубы, горло. В отличие от детей, которые сразу реагируют открытым, звонким криком.
Реакция ребенка мгновенна, безоценочна: импульс – реакция. У нас же – с заминкой на оценку (прилично или неприлично?). Поэтому ребенок выплескивает эмоцию через голос и быстро забывает про свою беду. А мы сдерживаем свои естественные реакции и годами пережевываем свои «неозвученные» проблемы.
А еще одно замечательное правило: «Плакать – неприлично!». И мы вместо того, чтобы «зареветь», как ревут дети – «глотаем слезы». Что болит и зажимается в этот момент? Правильно – горло.
А еще зевать неприлично! Стонать от наслаждения – тоже неприлично (а вдруг соседи услышат?). Мышцы гортани перестают работать, глотка закрывается, и голос, не находя себе другого пути, выходит либо через нос (гнусавый звук), либо «застревает в горле» (глухой тусклый звук, боль, першение).
А как мы улыбаемся? Губы притворно растягиваются в улыбку тогда, когда вам вовсе не хочется улыбаться. Это – «социальная улыбка» – наша защитная реакция на опасность. У зверей такая «улыбка» называется оскалом и означает – «лучше не подходи, я сильный, у меня – зубы острые». И у нас такая «натянутая» улыбка неосознанно сигнализирует: «Я – сильный», или «Я – сильная». А также: «Не подходите слишком близко». Эта улыбка выдает наш страх: страх искренности, открытости, естественности. То есть, на самом деле, выявляет нашу слабость.
А что же голос? Голос при такой улыбке становится «плоским», «фальшивым», излишне слащавым или резким.
Несколько рекомендаций:
- Чтобы «разжать» зажим в области гортани, потренируйтесь открывать рот так, чтобы нижняя челюсть как бы «отстегнулась» от верхней и двигалась расслабленно.
- Держите руку на подбородке и читайте вслух любой текст.
- На каждой ударной А, О, Э опускайте челюсть (рукой!) как можно ниже, следите за тем, чтобы рот по вертикали раскрывался, как можно шире – вы удивитесь, насколько громче и свободнее зазвучит ваш голос!
- Научитесь зевать во весь голос, как зевают дети, кошки и собаки. Попробуйте вызвать у себя зевоту искусственно и обратите внимание на то, как в это время двигается ваша гортань, глотка, где находится язык.
- Еще одно упражнение – смех.
Вспомните как вы смеялись и не могли остановиться. Что у вас болело? Правильно – живот. А, точнее, диафрагма, которая активно работает при голосовой нагрузке. А горло в этот момент издает звонкие, объемные, громкие звуки. Если вы научитесь смеяться «по заказу», вы сможете моментально снять голосовой зажим, и быстро поднять себе настроение.
И еще маленький секрет – на самом деле звучит не горло и не связки – голос резонирует во всем теле.
И где бы в нашем теле не возник зажим, это мгновенно отражается на звучании голоса. В свободном теле – свободный голос.
Автор – Ирина Созонова
.
published on
Запись
Комментарии (0)