Я занимаюсь воспитанием 15 лет и, по крайней мере, один раз в день у меня бывает такое непростое чувство, когда я не знаю, что, черт возьми, я делаю. Должна ли я бежать за 12-летним подростком и признавать его гнев, потому что я чуткая мама? Должна ли я уступить 6-летнему ребенку, чтобы он еще почитал, хотя уже пора спать, только потому, что чтение полезно для развития мозга?
Да? Или нет?
Когда дело касается привычных повседневных дел, я в основном справляюсь с этим. Я придерживаюсь авторитетной концепции воспитания, но с пониманием отношусь к потребностям ребенка. И лишь изредка срываюсь на крик.
Но стоит мне прочитать о последних исследованиях, в которых говорится, как вырастить здоровых, уравновешенных детей, как у меня возникают предположения, что я что-то делаю неправильно. Откровенно говоря, меня это тревожит.
Каждый этап взросления или особенности личности наших детей требуют особых педагогических приемов. При этом отсутствие последовательной и понятной для всех точки зрения о воспитании приводит нас в растерянность в тот или иной момент.
Вы – мама-тигрица, вертолетная мама или мама, придерживающаяся свободного воспитания?Какая из этих воспитательных моделей – «правильная»? Вы твердо придерживаясь режима дня или позволяете детям «стоять на ушах», пока они сами не рухнут в постель без сил?
Нам не хватает базовых представлений о воспитании, в то время как многие другие культуры в мире имеют эти основы.
Я говорю не о правилах или о выборе одного, единственно верного, метода воспитания, а об общих стандартах и традициях для каждой семьи.
Например, в Швеции у родителей есть 480 дней отпуска, в течение которых они ухаживают за своими детьми. В Китае дети не должны заговаривать первыми с родителями, потому что уважение к старшим имеет исключительно важное культурное значение.
Мы же намерены воспитывать своих детей иначе, чем это делали наши родители. Мы не хотим следовать традициям и отвергаем их, надеясь на то, что воспитаем наших детей лучше, чем нас. Но не было бы лучше и для нас, и для наших детей, если бы мы придерживались определенных базовых принципов?
Вот лишь несколько идей мирового родительского опыта, которые мы, возможно, захотим попробовать.
Японские дети выходят на улицу самостоятельно
В Японии обычно можно видеть, как очень маленькие дети едут в метро без взрослых или самостоятельно идут по улице, выполняя поручения. Это происходит потому, что японцы ценят идею «группового доверия» и учат детей быть независимыми на раннем этапе. Если они сталкиваются с какой-либо проблемой, они просто спрашивают незнакомца.
Это может показаться безрассудным для нас, но японская культура подчеркивает идею ценности сообщества людей, помогающего и защищающего детей – и там это работа каждого.
Французские дети едят то же, что едят их мама и папа
Во Франции нет такого понятия, как «детское питание». Считается само собой разумеющимся, что дети едят то же, что и взрослые. Им не обязательно должно нравиться все, что находится на столе, но они должны пробовать новые продукты. Если они не хотят есть, они все равно не получат отдельной тарелки с куриной грудкой. Хотя это звучит жестко и может даже вызвать дискомфорт в детском желудке, но это учит детей употреблять более разнообразные продукты.
Голландские дети узнают о сексе, когда они совсем маленькие
В Голландии дети узнают о сексе в возрасте 4 лет. Кажется, что это слишком рано, но если присмотреться, то оказывается, 4 года – это возраст, когда дети начинают обращать внимание на собственную анатомию и интересуются разными частями тела.
Голландские родители открыты для разговоров о сексе, что помогает их детям расти без чувства неловкости и спокойно воспринимать особенности своего тела.
Дети Полинезийского острова заботятся о других детях
Согласно Энциклопедии Британика, старшие дети на Полинезийских островах начинают заботиться о своих младших братьях и сестрах, прежде чем те начинают ходить. Все малыши общаются с другими детьми в сообществе, изучая социальные и жизненные навыки друг от друга без вмешательства взрослых. Представьте, насколько вам будет проще, если передадите часть обязанностей по воспитанию малышей вашим старшим детям и их друзьям, зная, что о них позаботятся.
Немецкие дети учатся преодолевать трудности с детского сада
В Германии принято посещать детский сад, где дети дошкольного возраста проводят большую часть своего времени на открытом воздухе, играя на природе под небольшим контролем.
Забудьте об обучении чтению и письму; эти дети работают над своими социальными навыками, общаются друг с другом и развивают свою независимость.
Дети до 6 лет даже проводят несколько дней и ночей в детском лагере, где сами готовят еду и самостоятельно решают, когда им укладываться спать.
Дети в Норвегии не ходят в школу до 7 лет
В Норвегии понимают, что дети не готовы долго сидеть на одном месте и учиться, пока им не исполнится 7 лет. Вместо этого маленькие дети много играют. Когда они начинают посещать школу, они уже могут лучше сосредоточиться.
У нас же принято готовить детей к школе с 5 лет, жертвуя игрой и свободным временем ребенка ради чтения, письма и других занятий.
Ни одно исследование не приводят доказательств того, что обучение чтению в столь раннем возрасте приводит к большему успеху в учебе в будущем.
Почему бы нам не перенять один или два подхода к воспитанию детей из других стран? Кто знает, может быть, вы начнете культурную революцию в воспитании, и разогревание крохотных кусочков куриной грудки специально для недовольного малыша навсегда уйдет в прошлое?
Автор:
Лиза Сэдикман, блогер и мама троих дочерей
Перевод Марины Польской специально для
«Мамсилы»
published on
Запись
Комментарии (0)