Маловерие и суеверность — это две крайности, в которые часто впадают люди. Причём мало кто знает, что на самом деле разница между этими двумя мировоззрениями весьма существенная. Однако это не мешает им сосуществовать в голове одного и того же человека, периодически переключаясь от доминантной роли на пассивную и наоборот.
Суеверность — это вера во всевозможные приметы, гадания и прочие знаки «свыше». Хотя в действительности многие традиции и обряды — это обычная выдумка для привлечения всеобщего внимания. Все настолько привыкли к черным кошкам, пустым вёдрам и прочей ерунде, что даже не пытаются понять причин возникновения данных суеверий. Не говоря уже про предчувствия и сонники: некоторые люди утро начинают не с кофе, а с просмотра толкований снов. Они боятся, что снова приснилось нечто страшное и ужасное, вот и ищут подтверждения. А известно, что ищущий всегда находит, правда иногда не то что нужно.
Маловерие — это участь практически всех посещающих церковь христиан. Вроде бы они верят в Бога и стараются соблюдать заповеди, но при этом у них в головах намешано много всего разного. Это и предрассудки, и отчаяние, и уныние, и печаль. Они не сомневаются: за свои грехи точно попадут в ад. Можно накручивать себя подобным образом долго и со вкусом. Это не имеет ничего общего с православием, в котором люди надеются на Божие милосердие, а не на себя. А тут получается, что человек пытается прыгнуть выше головы, а потом полностью теряет веру.
Оба мировоззрения опасны по следующим причинам:
- Это отход от здравого смысла. Можно удивляться, но он присутствует у истинных христиан. Да, они не пытаются познать Бога наглядным образом, то есть вера основывается на чувствах, а не логике. Но в то же время их не колышет в разные стороны: от молитвы к заговору или от поклонения иконе к страху перед домовым. Когда к религиозности примешиваются суеверия, получается своеобразный винегрет.
- Помощи свыше можно не ждать. Да и откуда она возьмётся, когда человек сам не знает, во что верит: то ли в Бога, то ли в существование полтергейста. Нужно определиться, а не смешивать ингредиенты из разных блюд. Такое больше свойственно суеверию: несчастный верит во все подряд и вообще по натуре очень доверчивый, наивный и не особенно образованный. Если ему рассказать очередную сказку про злого духа, то он начнёт приносить жертвы, лишь бы тот не сердился.
Таким образом, главное отличие маловерия от суеверности заключается в том, что первый случай — это фактически неверие. Да, люди могут уверять окружающих, что посещают церковь и помнят, когда Пасха. Но при этом они сомневаются во всем, а особенно в собственном спасении. Что касается суеверий, то они по своей структуре ближе к христианству, хотя по содержанию далеко отстоят от него. Но тут есть определённые идолы (духи, амулеты, обереги, приметы, карточные предсказания), которых человек побаивается и старается не связываться. В маловерии же нет ничего. Так называемый «верующий» напоминает зайца, который при малейшей опасности прячется в кусты и убегает.
Комментарии (0)