Летним вечером один из пролётов Ульяновского моста «срезал» верхушку лайнера «Александр Суворов». Площадку, на которой танцевали люди, смяло. Катастрофа унесла жизни 176 человек.
Жертв могло быть и больше. С моста на лайнер рухнули вагоны мчащегося поезда. В опорах застрял бак с горючим. По счастливой случайности он не упал на борт корабля и не вспыхнул.
Обречённые пассажиры теплохода «Александр Суворов»
В 1983 году лучшие шахтёры Донбасса получили умопомрачительные путёвки. Труженикам и их семьям полагался отдых на круизном лайнере. В советское время отдых на теплоходе для простого человека оставался роскошью. Обычно люди или на море ездили, или ходили с палатками в горы.
Круиз — беспрецедентный отдых. Корабли имели комфортные каюты. На суднах были свои бары, танцплощадки и кинотеатры. Вместе с этим лайнер постоянно двигался. В каждом новом городе туристов ждали новые ощущения. Однако стоимость таких путешествий была по карману не всем.
Каюты «Александра Суворова» относились к классу «полулюкс». То есть в каждой был свой санузел. На борту размещались рестораны, читальный салон, солярий, а на самом верху — открытая танцплощадка. Именно здесь под тяжёлым пролётом моста и погибли люди.
Лайнер «Александр Суворов» до аварии
Трагедия теплохода «Александр Суворов»
После плотного ужина никто не пошёл спать. Циферблат сообщал, что до конца суток оставалась пара часов. На открытой площадке люди танцевали или просто вели светские беседы. Туристы собирались на аукцион, который был запланирован в кинозале. Потом там же обещали показать популярный советский детектив.
Внезапно перед глазами людей появилась горизонтальная балка моста. Железная опора двигалась со скоростью 25 километров в час — лайнер шёл на максимуме узлов. Балка сминала всё на своём пути. Столкновение уничтожило танцплощадку и рубку. Мост просто «срезал» их вместе с людьми.
«Александр Суворов» столкнулся с двухкилометровым Императорским мостом «лоб в лоб». После катастрофы судно проплыло ещё 300 метров и только после этого остановилось, застряв под мостом. В этот же момент по мосту ехал поезд. Из-за столкновения рельсы сместились. Вагоны начали падать. На борт корабля посыпался уголь.
В тот момент на борту «Александра Суворова» официально было 415 человек. Из них 85 пассажиров — экипаж и персонал. Однако позже выяснилось, что туристов было больше. Вместе с шахтёрами путешествовали родные и друзья членов экипажа. Их не учитывали. Согласно официальному отчёту, катастрофа унесла жизни 176 человек. Практически все жертвы — люди, которые находились на открытой площадке.
Туристы, которые сидели в каютах в момент столкновения, услышали ужасный скрежет. Выбежав из кают, они увидели жуткое зрелище: кругом куски металла, дерева и человеческая кровь. Оставшиеся в живых без оглядки бросались в реку и старались отплыть от лайнера как можно дальше.
Кто виноват?
Капитан теплохода В. В. Клеймёнов
Официальная причина катастрофы — отсутствие дисциплины на корабле. Халатность проявили штурман Евгений Митенков и рулевой. Оба погибли при столкновении. Капитан корабля Владимир Клеймёнов был приговорён к десяти годам заключения за действия своей команды. Приговор некоторым показался спорным. В момент столкновения капитан спал в каюте перед ночным дежурством.
До трагического рейса Митенков плавал по маршруту не менее 18 раз. В том числе и на лайнере «Александр Суворов». Штурман прекрасно знал, что корабль надо вести через третий — самый высокий пролёт моста. Несмотря на это лайнер, переполненный туристами, пошёл под шестым — самым низким — «окном».
published on
Запись
Комментарии (0)