Общий доход саентологического центра в Санкт-Петербурге составляет 4,5 миллионов в неделю. Как организация, которая ничего не производит, умудряется зарабатывать такие деньги? Секрет кроется в структуре и методах. Саентологи — великолепные психологи.
В 2015 году саентологические церкви должны были закрыть, но произошло странное. Церкви вдруг стали центрами. Технология работы с клиентами не изменилась, поменялся лишь юридический статус. Очевидцы, которые на время стали клиентами, рассказывают удивительные истории.
Во что верят саентологи?
Прежде, чем перейти к рассказам очевидцев, следует разобраться, как американская «религия» попала в Россию. Основоположник саентологии — морской офицер Рон Хаббард. Учение базируется на идеях дианетики. Главная установка саентологии: человек — существо духовное и живёт не одну жизнь. Из тела в тело переходит тэтан — симбиоз сознания и души. Рядовые люди, как правило, живут в неведении. Отсюда их неудачи в любви и бизнесе, физические и ментальные болезни. Для того, чтобы ступить на путь счастья и благополучия, необходимо совершенствовать свой тэтан.
В России Церковь саентологии официально запрещена. Большая часть материалов Церкви признана экстремистскими. Однако это не мешает саентологам Москвы и Петербурга продвигать свои идеи и вербовать рекрутов. Просто делают они это более осторожно. К саентологии в мире относятся по-разному. В Швеции, Испании, Великобритании, Австралии и ряде других стран Церковь признали религиозной организацией. Таким образом, саентологи пользуются правами и льготами статуса. В Германии, Бельгии и Греции течение не считают религией. Но и не относят распространяемые ими материалы к разряду экстремистских.
Церковь саентологии — огромная структура. Помимо сотни филиалов, она имеет и собственные производственные объекты. Компания «Голден Эра Продакшн» изготавливает методологические материалы: лекции, брошюры, записи. Журналы печатаются в другом месте — в Международном центре по распределению. Этот центр занимает площадь 17 000 квадратных метров. Кроме того, у Церкви есть собственный центр СМИ. В целом Церковь больше напоминает международный концерн. Только для привлечения новых работников используют психологическую манипуляцию.
Российские саентологи: манипуляции и вербовка
Всё начинается безобидно. В центре Москвы или Санкт-Петербурга к прохожим подходят аккуратно одетые люди. Здороваются. Справляются о самочувствии и настроении. Если человек пошёл на контакт, значит, наживка сработала. Потенциальных клиентов уговорами заводят внутрь саентологического центра. Выбраться обратно человеку, который согласился зайти, очень сложно. Клиентов заводят в небольшой кинозал. Полчаса на экране крутят фильм о теле, душе и разуме. Диктор убеждает, что человеку необходимо специальное обучение для раскрытия собственного потенциала. За первым фильмом следует второй, в другом кинозале. Клиентам не дают опомниться. Везде их сопровождает аккуратно одетый, улыбчивый и вежливый человек. Просьбы из разряда «Можно я уйду?» опытный саентолог легко парирует. В итоге новый клиент попадает на особенное тестирование. В основе — система, разработанная в Оксфорде.
Тест огромный — около двухсот вопросов. Все они о личности, целях, навыках, стремлениях, страхах. Если заполнять его наугад и вдумчиво, результаты будут одинаковыми. Несколько показателей обязательно выдадут критическое состояние клиента. К счастью, проблемы предлагают сразу же решить. Саентолог, проводящий тестирование, рекомендует записаться на обучающий семинар, который стоит в среднем 1500-2500 рублей. Отказавшегося клиента сначала уговаривают, а потом выводят из здания. Согласившийся начинает своё путешествие в мир саентологии.
За семинаром следуют курсы обучения, одитинги, исповеди. Чем выше уровень — тем дороже услуги. Например, стандартный одитинг — психологические беседы, где клиент изливает душу — стоит 62 000 рублей за 12 часов. Кстати, подобные исповеди записываются на диктофон. Саентологи не только продают воздух. Они успешно собирают обширные компроматы. Информация впоследствии используется для удержания клиентов.
Саентологическая церковь Москвы
Дианетика — наука о том, как увеличить продажи
Несмотря на то, что в 2015 году суд предписал закрыть церковь, она продолжает работать. Однако в Москве и Санкт-Петербурге организации переименовали в центры. Правоохранительные органы отмечают, что центры находятся в стадии закрытия. Как показывает практика, саентологи продолжают зарабатывать на людях. Центрам вполне подошло бы наименование «коммерческая организация». Заманивание клиентов, постепенная обработка, продажа сначала дешёвых, а затем дорогих услуг — классический градиентный маркетинг. Им пользуются сетевые организации и пирамиды ради увеличения прибыли. С духовным ростом это никак не связано.
Саентологи к коммерческим методикам добавили психотехники. Для привлечения денег нередко используется манипуляция. Обрабатывают не только клиентов, но и рядовых работников. Лучший подчинённый — верящий в светлую миссию фирмы. К сотрудникам саентологические центры относятся как к расходному материалу. Главная цель — прибыль. Не зарабатываешь на благо фирмы — значит, изменник. Изнутри центры ещё больше напоминают коммерческие компании с наклонностями секты. Локальные инструкции, составленные из изречений Хаббарда, содержат высокопарные установки, которые сотрудники воспринимают всерьёз:
Мы играем не понарошку. На кону Земля. Если мы не добьёмся цели, этого не сделает никто. Сегодня мы — единственная сила на свете, которая способна помешать уничтожению всей цивилизации и построить новую, более хорошую.
Современная саентология изнутри: одитинги, исповеди и миссия
Следует провести черту между работающими клиентами и сотрудниками центра. Человек может покупать услуги и трудиться на благо фирмы. Таких членов братства не трогают. Другая категория — сотрудники, которые числятся в штате. Как правило, они получают зарплату близкую к МРОТу, но работают по 12 часов шесть дней в неделю. Ради чего такие жертвы? Ради просвещения. Все сотрудники имеют бесплатный доступ ко внутренним бонусам: одитингу, исповедям, курсам.
Утро сотрудников начинается с планёрки. На собраниях оглашают информацию по каждому работнику. Кто сколько заработал, сколько привёл новичков, сколько продал услуг. Отстающих направляют на этические комиссии. Саентологические центры в плохой работе сотрудников усматривают измену. На таких комиссиях людей тыкают носом в грехи и отчитывают. С каждой этической комиссией сотрудник всё ниже падает по саентологической иерархии.
Работники, которые приносят прибыль, напротив, растут. Можно, например, стать офицером по этике. Тем самым, который проводит этические комиссии. Можно дослужиться до одитора и самостоятельно проводить психологические исповеди. Клиенту, который «пришёл с улицы» и захотел сразу стать одитором, обучение обойдётся в среднем в 500 000 рублей. Основная концепция, которой руководствуется саентологический центр, проста: не можешь купить путь к просвещению — отработай.
published on
Комментарии (0)