«Я завидую подруге». Хоть одна из нас искренне произносила эти слова в своей жизни? Пускай не вслух, про себя, но хотя бы раз ты признавалась самой себе в том, что завидуешь чужому счастью? Вряд ли.
Женщины рождаются и идут по жизни соперницами. Современная гонка за благоустроенностью и успехом вынуждает их соревноваться между собой и бороться за кусок побольше. Это приводит к тому, что все отношения пропитаны конкуренцией. Даже дружеские.
И очень страшно, когда однажды в тебе просыпается страшный зверь, который больше не может радоваться за успехи близких. Который подмечает победы только для того, чтобы сравнить их со своими. Который улыбается только для того, чтобы скрыть завистливые огоньки из глаз.
Но почему так важно произносить его внутренний шепот вслух? И как его можно победить?
Однажды я услышала его. На очередной встрече клуба лучших подружек, в перерывах между вторым и третьим бокалом вина, внутри что-то ёкнуло и переключилось. Моя давняя знакомая рассказывала историю о том, как ей сделали предложение на берегу океана. Она смущалась и краснела, а внутри меня все закипало. Ведь мне предложение мой молодой человек тогда так и не сделал.
Я почувствовала стыд и начала корить себя за то, что испытываю зависть по отношению к близкому человеку. Весь вечер потом я провела не в своей тарелке, стараясь через силу заставить себя радоваться всему, что только слышала из уст остальных девочек (даже если это были рядовые факты, на которые можно было бы реагировать и спокойнее). Я делала это для того, чтобы доказать себе: я не плохая, я не завидую, видишь, я умею радоваться чужим победам!
Однако внутренняя неудовлетворенность не покидала меня. Даже придя домой, я чувствовала, что не закрыла свой гештальт. Но, как и с любым дискомфортом, я предпочла обмануть себя тем, что это был один-единственный раз, когда я чувствовала зависть к подруге.
Но я ошибалась.
Спустя некоторое время я встретилась с лучшей подругой, которая спешила обрадовать меня какими-то хорошими новостями. Я шла в предвкушении и победоносно вела внутренний монолог: «Вот видишь! Я с радостью жду от нее хороших новостей! Ни о какой зависти и речи быть не может».
Всё внутри рухнуло, когда она сообщила, что получила грандиозное повышение, о котором давно мечтала. Я обрадовалась, обняла ее и чуть не заплакала – от досады, что это снова со мной происходит.
Так продолжалось еще много раз, пока я не научилась жить с гадким шепотом внутри, завистью к успехам моих подруг. Мне было стыдно в нем признаться, и я носила невысказанное где-то глубоко внутри себя. Я боялась, что такого мне не простят.
Однажды пришло избавление. Я обедала с давней подругой, которая приехала из другого города, и делилась новостями за то долгое время, что мы не виделись. Она тоже рассказывала про себя, и мы летели все дальше и дальше по линии воспоминаний, наверстывая упущенное. И когда я с облегчением выдохнула последнюю историю, моя подруга виновато посмотрела на меня и произнесла, просто и легко: «Я так тебе завидую».
Меня пронзил невидимый электрический заряд. Я подумала, что она шутит, и рассмеялась, а она поспешила объяснить: «Нет-нет, действительно завидую. Наверное, это плохо, но если я этого не скажу, зависть меня сгрызет». И тогда я поняла, что она делала. Она смотрела своим страхам прямо в лицо.
Произнеся страшное признание вслух, она призналась, что она в действительности чувствует. Она нашла лекарство.
Зависть страшна лишь потому, что нам за нее стыдно. Мы стыдимся того, что чувствуем «плохие» эмоции, такие как гнев, злость, обида, разочарование. Мы хотим считать себя порядочными и добрыми друзьями, и нас пугают эти ощущения. Хотя на самом деле они нормальны. Каждый так или иначе сталкивается со своей завистью. Но не каждый способен это признать и избавиться от нее.
Признавая зависть, мы как бы обнажаем ее перед собой и понимаем ее причину. Мы понимаем, что где-то упустили свой шанс, где-то были недостаточно усердны, где-то наша жизнь в принципе сложилась иначе – и потому мы не добились тех побед, которых добились наши друзья. Мы озвучиваем цепочку чувств и отпускаем их, потому что просто осознаем, что идем по другому пути. Он может казаться неверным или неудачным, но для кого-то он может быть лучшей долей.
И как только мы посмотрим своим «негативным» эмоциям в лицо, мы найдем от них спасение – тишину и радость за собственную и чужую жизнь.
published on
Комментарии (0)