Кто это? Профессиональный борец в отставке? Точно нет.
Тот, кто постарше, может предположить, что это итальянский диктатор — дуче Бенито Муссолини. Что же, есть определенное сходство — глупо отрицать.
Справа фотопортрет Бенито Муссолини
Однако и они будут неправы. Дело в том то, что вы видите, это реконструкция внешнего вида одного из ключевых героев русской истории.
Не будем тянуть «кота за хвост» — это великий князь и государь всея Руси царь Иоанн Васильевич Грозный! В учебниках его называют короче — Иван IV Грозный.
Реконструкция его лица была сделана в 60-х годах XX века великим русским антропологом М. Герасимовым.
Просто вы увидели неожиданно для себя реконструкцию внешнего вида без столь привычных всем нам волос и бороды. Обратите внимание на могучую стать грозного царя.
Как-то это очень сильно отличается от образов, навязанных нам, — полубезумный доходяга с горящим взором.
Иван Грозный Эйзенштейна, 1945 года
Картина Репина «Иван Грозный убивает сына»
Сегодня я расскажу вам об исследовании гробницы царя Ивана Грозного, и мы вместе попробуем выяснить, как на самом деле мог выглядеть Иван Грозный. Кроме того, нас с вами, конечно же, интересует причина смерти еще не старого царя — ему было всего 53 года, когда он ушел из этой жизни.
Вскрытие гробниц царя Ивана IV Грозного и его сына Феодора, а также князя Скопина-Шуйского было проведено в Архангельском соборе в мае 1963 года.
Интерьер Архангельского собора
Гробница царя и его сыновей в соборе (на самом деле сами реальные гробницы находятся под ними в подвале собора)
При изучении гробницы царя, обнаружился небольшой пролом в известняковой плите, покрывающей саркофаг. На краях пролома сохранились следы копоти от светильника, использованного горе-грабителями. Скорей всего, они пробили наспех дыру в гробнице в надежде добыть сокровища. Вот тут он обломились по полной — царь был похоронен в простом монашеском одеянии без каких-либо драгоценностей. Вероятно, гробница была потревожена в XIX веке людьми, проводившими ремонт в склепе. Мародеры лишь сдвинули кости левой ступни царя, поднять плиту они все же не рискнули.
Вот так выглядели останки царя в саркофаге. Голова повернута влево, правая рука как будто поднята в благославляющем жесте. У головы — небольшой кубок синего венецианского стекла, вероятнее всего, из под миро (ароматическое церковное масло).
Судя по остаткам одежды, царь был одет весьма скромно. Это объясняется тем, что за недолго до смерти он принял постриг в монашество, что позволяло ему избежать наказания за прошлые мирские грехи после смерти.
Но вот сам скелет удивил антропологов — он был весьма противоречив. С одной стороны у царя были прекрасные зубы (вы можете видеть сами), что, казалось бы, противоречило указанному возрасту смерти, ведь и в наше время трудно найти человека с такими зубами перешагнувшего полувековой возраст. А с другой, перед нами глубокий инвалид — по свидетельству Герасимова, он бы определил возраст человека с такими костными наростами (остеофитами) — как человека глубоко за 70. Особенно это было заметно на позвонках, с такими наростами человек должен был испытывать сильную боль в суставах и практически не мог нормально двигаться.
При этом антрополог отметил необычно высокий рост царя для своего времени — 178-180 см и весьма крепкое сложение. Можно сказать, что в молодости Иван Грозный отличался физической силой и статью — широкими могучими плечами, что, кстати, подтверждают и современники. Вот описание его по словам посла германского императора:
«Он очень высокого роста. Тело имеет полное силы и довольно крепкое, большие узкие глаза, которые всё наблюдают самым тщательным образом. Челюсть выдающаяся вперёд, мужественная. Борода у него рыжая, с небольшим оттенком черноты, довольно длинная и густая, вьющаяся, но волосы на голове, как большая часть русских, бреет бритвой. В руке посох с тяжёлым набалдашником, символизирующий крепость государственной власти на Руси и великое мужское достоинство самого Царя».
Интересно, что никаких следов сифилитического поражения костей не было обнаружено. Почему я это так особо отмечаю? Дело в том, что в историографии о причинах «неадекватного» поведения царя выдвигается именно эта причина. Мол, в молодости царь подцепил срамную болезнь от гулящих девок, до которых по неумеренности своего нрава и разгулу был особо жаден. И именно эта запущенная болезнь, а точнее лекарства на основе свинца и соединений ртути вызвали перепады настроения и симптомы, столь характерные для отравления тяжелыми металлами.
Как мы можем узнать насколько реконструкция Герасимова соответствует реальном облику царя? Для реконструкций лиц известных личностей XVIII века, такой проверкой могут служить портреты. Хотя они в той или иной степени льстят заказчикам, но, конечно же, отражают в целом облик этих людей.
Увы, в случае с нашим царем изображения в книгах и летописях оказываются более поздними портретами, как например, вот этот конца XVI века:
А вот его отец Василий III (изображение с иконы), вторая половина XVI века:
Налицо как и фамильное сходство, так и сходство с реконструкцией. Но… эти изображения сделаны хоть современниками, но все же после смерти царей. Насколько им можно доверять?
На самом деле существует одно точно прижизненное изображение Ивана Грозного. И стало о нем известно лишь в мае 2017 года.
«Единственный подлинный прижизненный портрет Ивана Грозного — одной из самых ярких фигур в истории России — был выполнен, вероятно, в технике гравюры на меди и оттиснут на верхней крышке подносного экземпляра первопечатного Апостола 1564 года Ивана Фёдорова вместе с двуглавым византийским орлом — новым гербом русских государей. Со временем тисненый рельеф практически исчез: в XIX в. он был едва виден, а его контур был скопирован в общих чертах».
«В случае с восстановлением портрета Ивана Грозного речь шла о том, чтобы увидеть микротопографию поверхности переплёта: мельчайшие неровности, трещины и углубления. Для этого наиболее эффективно использовать инфракрасный диапазон — в частности, в данном случае поверхности снимали в отраженном свете с длиной волны 730 нм (этот диапазон уже относится к инфракрасному, но ещё воспринимается глазом). Поверхность переплета освещалась боковым светом, а высота и азимут положения источника света подбирались экспериментально, чтобы получить максимально контрастный рельеф.
В результате обработки полученных снимков на изображениях «проступили» очертания лица. Считается, что это единственный достоверный прижизненный портрет царя Ивана IV. Он был выполнен на специальном подносном экземпляре Апостола — знаке благодарности Ивана Фёдорова царю за поддержку печатного дела. «днако кто автор этого портрета, ещё предстоит установить. Возможно, им мог быть единственный известный нам русский художник, освоивший в середине XVI в. западную технику гравюры на меди — Феодосий изограф, сын знаменитого живописца Дионисия».
Вот собственно и само изображение:
Узнаваемый большой нос с горбинкой, борода, высокие заметные скулы. Да, и в этом изображении сходство с реконструкцией определенно просматривается.
А вот это реконструкция внешнего облика матери Ивана Грозного — царицы Елены Глинской:
Как видите особого сходства не просматривается.
А теперь посмотрите на бабку нашего Ивана Грозного жену Ивана III византийскую принцессу Софью Палеолог.
Вот это да! Сходство — просто невероятное. Все домыслы, что Елена Глинская нагуляла Ивана на стороне разбиваются об это удивительное фамильное сходство.
Это практически одно лицо — только женский вариант, более грацильный (изящный).
Сравнение в профиль
Ну вот, кажется, мы с вами разобрались, что реконструкция внешности царя вполне достоверна и подтверждается другими источниками.
Костные наросты превратили Ивана Грозного в глубокого инвалида, неспособного передвигаться без чужой помощи уже, как минимум, за 5-6 лет до его смерти в 1584 году. Именно с этой точки зрения вызывает сомнение версия убийства им сына Ивана в 1581 году. Но тогда от чего умер его сын? А вот это весьма интересно.
В свое время его мать Елена Глинская отстранила от власти его опекунов стала править от имени младенца Ивана IV сама. Красивая, умная, властная женщина — первая единоличная правительница Руси со времен княгини Ольги. И вдруг она умирает в 30 лет, оставив своего малолетнего сына сиротой. В случайность ее смерти верится с трудом. Однако, в ее останках обнаружено количество свинца и ртути превышающее все разумные пределы. Казалось бы, налицо прямые доказательства отравления ее боярами, ненавидящими иноземку (литвинку) у власти. Однако, далеко не все историки согласны с этим — с их точки зрения все это объясняется неумеренным употреблением ядовитой косметики на основе соединений свинца и даже ртути.
Но вот беда, сторонники «ядовитой косметики» не могут объяснить многократное превышение нормы концентрации тяжелых металлов в останках сына царя Ивана! Похоже он стал жертвой отравления заговорщиков как и его бабушка.
С грозным царем было сложнее, став инвалидом, Грозный вовсе не утратил своего живого ума и природной подозрительности. Много реальных и мнимых недругов были им уничтожены на основании лишь его личных впечатлений и домыслов. Заговорщиком надо было быть крайне осторожным.
Анализы останков Ивана IV дали практически те же показатели содерждания ртути, свинца и мышьяка как и у его сына. Богатырское здоровье царя помогло ему продержаться дольше чем сыну, но и его конец был неизбежен. Кто именно и как травил царя и его наследников неизвестно, но если следовать принципу «кому это выгодно»….
А может нам не стоит следовать этому принципу?
Мне кажется, мы и так знаем имя отравителя царя и его сына. Его имя…
Иоанн Васильевич Грозный!
Да, именно сам царь отравил себя и своего сына, как ни страшно и нелепо это звучит.
Глупейшее убеждение, что к ядам можно привыкнуть, принимая их малыми дозами. В те времена это было весьма распространенное заблуждение. Вот так страх перед отравлением свел в могилу великого царя и сгубил сына его же собственными руками, надежней чем удар посоха в висок.
Можно ли считать эту версию однозначно доказанной? Увы, нет. Это всего лишь одно из возможных объяснений, но вполне имеющее право на жизнь.
На этом мы закончим сегодня наш рассказ об останках и облике царя Ивана Грозного.
Антрополог Герасимов М.М. реконструирует облик Ивана IV
published on
Запись
Комментарии (0)