Познаваемый мир человеком огромен и безумно интересен. В нём есть место и для важного, и для умного, и для интересного и просто дикого, безумного и бессмысленное. Давайте познаем его вместе.

Кто такие джоттески, и как они проложили путь Ренессансу?

 

Одной из ключевых фигур в истории западноевропейского искусства считается художник Джотто ди Бондоне. Именно он отошел от канонов средневековья, став родоначальником совершенно новых принципов в живописи и заложив основу открытий, сделанных Микеланджело, да Винчи и Рафаэлеем. Однако Джотто и титанов Возрождения разделяет около двух столетий! Кем же были художники, поддерживавшие и развивавшие традиции ди Бондоне, которых принято называть «джоттесками»?

Эпигоны и подражатели или ученики и последователи?

Под немного забавным названием «джоттески» скрывается большое и неоднородное множество живописцев XIV веков, которых связывает друг с другом только то, что в своей работе они тем или иным образом обращались к художественным открытиям Джотто ди Бондоне. В чем введенные им новшества заключались?

Чимабуэ. Маэста / Фото: ru.wikipedia.org

Предшественники Джотто веками следовали за живописными принципами, принятыми в иконописи Византии, где использовалась особая система изображения пространства в обратной перспективе, был обязательным канон поз и движений и все изображалось в большой степени стилизации.

Джотто же за счет использования оптической перспективы создает иллюзию реальности пространства и его глубины. Изображенное на его фресках не светоносно само по себе, но освещено определенным источником света. Художник изменяет и подход к цвету: его палитра становится живописнее, появляется градация оттенков, а тона становятся более светлыми и чистыми.

Джотто. Поцелуй Иуды. Фрагмент / Фото: ru.wikipedia.org

Именно эти новаторские принципы изучили и так называемые джоттески, среди которых были не только слепые подражатели манеры великого предшественника, но и самобытные художники, способные интерпретировать наследие ди Бондоне и пойти своим путем.

Семья Гадди

Одними из самых известных и крупных джоттесок являются отец и сын Таддео и Аньоло Гадди. Хотя они, безусловно, являются последователями ди Бондоне, их творчество насыщенно яркими и индивидуальными чертами, уникальными для искусства XIV века.

Стоит только посмотреть внимательнее, например, на виртуозные пространственные построения во фреске «Введение Марии во храм» в капелле Барончелли церкви Санта-Кроче во Флоренции. Сложная и детализированная готическая архитектура, развернутая в пространстве, становится поражающей воображение и захватывающей внимание зрителя декорацией, на которой разворачивается душещипательная сцена. На фоне больших мраморных ступеней из белого мрамора юная Мария, которую передают на воспитание первосвященнику Иерусалимского храма, выглядит еще более хрупкой и нежной.

Таддео Гадди. Введение Марии во храм. Санта-Кроче, Флоренция / Фото: ru.wikipedia.org

Опережающей свое время является также другая фреска Таддео Гадди – «Явление ангела пастухам» в той же базилике. Это одна из самых выразительных ночных сцен в истории проторенессанса! Светотеневой контраст и ощущение разрывания темноты ночи светом, излучаемым ангелом, предсказывают поиски художников-караваджистов XVII столетия.

Таддео Гадди. Явление ангела пастухам. Санта-Кроче, Флоренция / Фото: it.wikipedia.org

Индивидуальность сына Таддео Гадди, Аньоло, заключается в его мастерстве рассказывать. Фрески, исполненные им, всегда содержат множество разнообразных бытовых деталей. Повествованием наполнены буквально все сцены вне зависимости от сюжета: это и «Рождество», и «Сон Гераклия», и «Несение креста», и другие фрески.

Художник-консерватор Орканья

Афоризм «Иногда надо сделать шаг назад, чтобы потом сделать два шага вперед» как нельзя лучше описывает творчество другой джоттески – Андреа Орканьи. Унаследовав определенные стилистические черты ди Бондоне, он отказался от значительной части его достижений в области реалистический стремлений в искусстве. Фигуры Орканьи, расположенные на золотых фонах, очерчены жесткими контурами. На их лицах практически нет эмоций и ярких чувств, движения скованы и статичны, в них пропала непосредственность и ощущение пространственности. Художник словно вернулся к более консервативным принципам дученто.

Андреа Орканья. Мадонна с Младенцем и святыми / Фото: ru.wikipedia.org

Считается, что основной причиной попытки вернуться к художественным принципам прошлого стали, во-первых, одна из самых серьезных и смертоносных эпидемий чумы середины XV столетия, а также усиление влияния сурового доминиканского монашеского ордена.

Эклектичный Пьетро да Римини

Пьетро да Римини – это ещё один джоттеск, раскрывший свой художественный талант с неожиданной стороны. Наследие Джотто ди Бондоне – лишь составляющая стилистического языка этого мастера. Исследование трехмерного пространства сочетается в его фресках с золотым фоном и готическими фигурами. Их тела вытянуты и пластичны, выражения более экспрессивны и патетичны.

Пьетро да Римини. Снятие с креста. Фрагмент / Фото: it.wikipedia.org

Безымянные ученики из «Круга Джотто»

Одной из жемчужин искусства проторенессанса является церковь Сан-Франческо в Ассизи. В разное время там творили как сам Джотто, так и другие выдающиеся художники: Чимабуэ, Лоренцетти, Симоне Мартини и другие. Некоторые циклы фресок, которые долгое время приписывались ди Бондоне, были выполнены безымянной группой его самых близких последователей.

Каждый из них обладал индивидуальными стилистическими особенностями, развитыми на основе художественных принципов Джотто. И хотя исследователям до сих пор не удалось выяснить их имена – а может быть, не удастся совсем никогда, - своеобразие, с которым они написали фигуры людей и их лица, архитектуру и пейзажи, позволяют смело установить, где кончается работа одного неизвестного автора и где начинается сцена, созданная другим.

Мастерская Джотто. Проповедь святого Франциска птицам. Фрагмент / Фото: art-giotto.ru

Одной из самых запоминающихся сцен является «Проповедь святого Франциска птицам». То, что эта удивительная по уровню исполнения фреска не относится к кисти Джотто, определили, во-первых, по особенностям написания пейзажа, а во-вторых, в связи со своеобразием фигуры святого.

Достаточно сравнить данное изображение с теми, которые безусловно были написаны ди Бондоне, чтобы понять, что деревья здесь более пышные, ветвистые и проработанные, тогда как у него растения, да и в целом пейзажный фон, всегда более условный.

Фигура самого Франциска, в отличие от более схематичных и тяжелых джоттовских, написана плавно, цельно и в то же время структурированно. Кажется, что художник, создавший эту фреску, больше погрузился в особенности человеческой анатомии.

Фрески церкви Святого Франциска в Ассизи / Фото: artelibro.it

Джоттески долгое время считались лишь подражателями Джотто, которые если не сделали шаг назад относительно его достижений, то точно не привнесли в искусство ничего нового. И хотя среди его последователей действительно были ремесленники, многие из тех, кто учился на наследии Джотто, обладали яркой творческой оригинальностью и сделали свой собственный вклад в развитие живописи проторенессанса.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:)


Источник: Кто такие джоттески, и как они проложили путь Ренессансу?
Автор:
Теги: Искусство

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Кто такие асексуалы?
Кто такие асексуалы?
19
Женский развлекательный и поучительный сайт. 20:39 01 ноя 2019
Путь к счастью Равшаны Курковой
Путь к счастью Равшаны Курковой
3
Интересный мир 23:05 07 окт 2023
«Самый простой путь к счастью — это глупость» — уроки жизни Джулианны Мур
«Самый простой путь к счастью — это глупость» — уроки жизни Джулианны Мур
6
Артобоз 17:52 26 апр 2023
Никогда больше не бери такие яйца, даже если скидка большая и цена хорошая – сказала свекровь
Никогда больше не бери такие яйца, даже если скидка большая и цена хорошая – сказала свекровь
9
Застолье 22:32 14 сен 2024
«Путь плотской похоти»: Как монахиня XIV века сумела сбежать из обители
«Путь плотской похоти»: Как монахиня XIV века сумела сбежать из обители
2
Человек познаёт мир 07:30 26 дек 2023
Такие нужные бабушки…
Такие нужные бабушки…
3
Сайт обо всём и для всех 23:08 16 июн 2024
Меняться можно по-разному: Путь к изменению себя
Меняться можно по-разному: Путь к изменению себя
1
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 22:19 31 авг 2023
Путь к успеху актёра Александра Робака
Путь к успеху актёра Александра Робака
2
Интересный мир 22:55 05 дек 2023
Путь к себе. Юмористический рассказ
Путь к себе. Юмористический рассказ
14
Человек познаёт мир 17:01 28 дек 2021
Невероятно милые и такие очаровательные пушистики!
Невероятно милые и такие очаровательные пушистики!
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 16:12 30 май 2024
Кто такие эмоциональные манипуляторы
Кто такие эмоциональные манипуляторы
2
Женский развлекательный и поучительный сайт. 02:53 16 июн 2024
Путь металла: как устроен ГОК
Путь металла: как устроен ГОК
1
Жизнь прекрасна 00:00 13 фев 2017

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства