Мурат Уртембаев был первым хакером в СССР, который понёс наказание. До его выходки подобного прецедента не случалось.
Обиженный на начальство советский программист решился на крупную диверсию. Он придумал простой и гениальный план, но из-за одной ошибки всё пошло наперекосяк.
Новости и факты предлагает познакомиться поближе с подробностями первой кибератаки в СССР.
Недовольный специалист
Мурат Уртембаев был одним из лучших студентов на своём курсе в МГУ. После окончания учёбы его направили на тольяттинский автомобильный завод. Только вот Мурат оказался в рядовых схемотехниках, чья работа заключалась в простом обслуживании систем конвейеров. Он лишь устранял возникающие мелкие проблемы и не участвовал в написании и внедрении кода. А Уртембаев всегда хотел быть элитой — программистом, делающим важную работу.
Долгое время он просто работал и заслужил пару комплиментов от начальства. Уртембаеву даже хотели вручить грамоту за хорошую работу, но по какой-то причине не сделали этого. Тогда он, обидевшись на весь мир, решил начальство проучить — осуществить остановку конвейера, а потом героически «решить» проблему.
План первого советского хакера
В силу специфики работы Уртембаев знал, как работают программисты на ВАЗе: они могли вносить изменения в программное обеспечение станка, не оставляя пометок об этом. Этим-то первый хакер и решил воспользоваться. Он написал подпрограмму к программе, отвечающей за подачу деталей на конвейер. Программа Уртембаева сбивала показания датчика остановки конвейера.
Для начала Мурат провёл тестирование своего патча, внедрив его в программу, отвечающую за работу станка. Патч, дождавшись момента, когда подходил к концу цикл подачи узлов на конвейер, останавливал счётчик, а вместе с ним и всю работу. Увидев, что вредоносная программа работает, Уртембаев быстро стёр её и восстановил работу конвейера, да так, что никто не заметил.
Вредоносное ПО должно было начать свою работу в последний день отпуска Уртембаева. Тот, мечтая выслужиться перед начальством, думал, что его действия по спасению станка от его же патча будут оценены по достоинству. Но что-то пошло не так, и из-за короткого сбоя системы программа Уртембаева начала работать на несколько дней раньше установленного срока.
В первый момент никто не понял, что произошло, все конвейеры будто сошли с ума. Детали поступали, но совсем не в положенное время и совсем не те, что были нужны. На ВАЗе наступил хаос, работа встала на целых три дня. Были срочно вызваны все местные программисты, и они сумели обнаружить вредоносный код. Однако сразу же работу наладить не удалось, потребовалось несколько дней, чтобы удалить вирус из программы конвейера.
Какую ответственность понёс Уртембаев за компьютерное преступление
Вернувшись из отпуска, Мурат, разумеется, услышал историю о взбесившихся станках. Поняв, что его план провалился, первый хакер сознался в содеянном. Последовало несколько проверок, в ходе которых обнаружилось, что в программы станков неоднократно внедрялись похожие патчи. Делали это сами вазовские программисты, причём с тем же мотивом, что и Уртембаев. За устранение сбоев в работе их премировали деньгами и поездками на курорты.
Последовало короткое разбирательство внутри завода, в результате дело Уртембаева было передано в суд. И тут возникло непредвиденное обстоятельство: уголовной ответственности за компьютерное преступление в УК прописано не было. Так в Советском Союзе появился первый прецедент преступления в сфере высоких технологий. В итоге Уртембаев получил полтора года условно за хулиганство, и его обязали выплатить заводу ущерб. Оценили три дня простоя конвейеров ВАЗа в стоимость двух машин «Жигули». Несколько лет Уртембаев был вынужден работать простым слесарем, чтобы выплатить долг.
published on
Запись
Комментарии (0)