Когда речь заходит об итальянских жанровых фильмах, чаще всего вспоминают
Канны, 1968: рождение жанра из духа бунта
В начале мая 1968-го во Франции открылся очередной Каннский кинофестиваль, проходивший на фоне массовых беспорядков в Париже, студенческих баррикад у Сорбонны и марксистских лозунгов на стенах домов. Одним из фильмов, участвовавших в программе фестиваля, был итальянский криминальный экшн «
Успех этого фильма Карло Лиццани предвосхитил возникновение в Италии особого жанра экшнов – poliziotteschi (более общий термин – «
Циничные герои, усталые убийцы
Весной 1968-го по всей Западной Европе прокатилась мощная волна молодежных волнений, отголоски которой ощущались по всему миру, от Чехословакии и Польши до Японии и Мексики. Новое поколение было настроено резко против конформистской жизни своих родителей и вдохновлялось широким спектром экзотических идей, от хардкорного маоизма до радикального анархизма. Для Италии волнения 1968-го стали началом двадцатилетнего периода, известного как «
То было время, когда повсюду в городах свистели пули, видных политиков похищали прямо на улицах, а марксисты-революционеры вели городскую герилью против буржуазии. Начиная с конца 1960-х и до поздних 1980-х страну сотрясали массовые забастовки, студенческие протесты и, конечно, теракты разного масштаба. Пик насилия пришелся на 1970-е, когда в Италии хозяйничали одновременно правые радикалы «
«Свинцовые годы»
Провозвестник еврокрайма, «Бандиты в Милане», вышедший в прокат на пике бунтов 1968-го, был художественной реконструкцией реального ограбления банка в Милане, случившегося 25 сентября 1967-го. Тогда трое вооруженных людей в масках ворвались в здание банка и обчистили кассу на 10 миллионов лир (где-то 10 тысяч евро в нынешних ценах). Это было далеко не первое, но, пожалуй, самое известное и кровавое ограбление печально известной «
Члены банды «жестокой четверки»
В то время как работа Карло Лиццани была пробой пера и поиском формы, вышедший в 1970-м фильм Элио Петри «
Фильм Петри не только стал кассовым хитом в Италии, но и мгновенно завоевал международное признание. В его копилке «Оскар» за лучший иностранный фильм, номинация на ту же премию за сценарий, приз жюри в Каннах, а также вагон и тележка премий помельче. Петри снял фильм, который одинаково сильно понравился зрителям и критикам, переплетая детективный сюжет с язвительной сатирой и черным юмором, в котором под конец звучат уже откровенно абсурдистские нотки.
Особо отмечу пикантный штрих: у главного героя и его любовницы любопытное хобби — парочка снимает концепт-фотосеты, изображающие жертву убийства в разных обстоятельствах. Флэшбеки с этими сценами придают фильму устойчивый флер порочной и болезненной сексуальности, который сделал бы честь любому джалло.
Если «Бандиты в Милане» показали коммерческий потенциал жанра, то успех фильма Петри у критиков и зрителей продемонстрировал потенциал драматический, показав, как можно эффектно связать детективную линию, сложного (даже ярко отрицательного) главного героя и социальный комментарий в рамках единого сюжета. Последующие фильмы соединят жестокий экшн и динамизм «Бандитов в Милане» с психологизмом и детективным сюжетом работы Петри.
Итак, если исторической почвой для расцвета еврокрайма стали «свинцовые» беспорядки и кризисы, то стилистически жанр оформился под влиянием американских экшнов 1970-х (от «
Методы поддержания порядка, которые использовали герои еврокрайма, зачастую противоречили букве закона, но самих копов это не очень смущало: отчаянные времена требуют отчаянных мер. Впрочем, иногда главным героем мог выступать и мафиози, но обычно это преступник, желающий покончить с прошлым и уйти на покой; разумеется, с реализацией этого решения у героя возникают большие проблемы.
Что касается сеттинга, то действие большинства еврокраймов разворачивается в городской среде, причем далеко не всегда в столичном Риме, а чаще в Милане или Неаполе, реже — в Турине или Флоренции. С точки зрения сюжетной композиции в еврокрайме, как и во многих джалло, присутствовала детективная линия, но по мере развития жанра упор все чаще делался на экшн, в то время как расследование превращалось в фоновый компонент. Кстати говоря, джалло и еврокрайм иногда соединялись, образуя любопытные гибриды. Один из самых любопытных фильмов такого рода — «
Наконец, очень важно отметить, что во многих еврокрайм-фильмах нет привычного по голливудским боевикам хэппи-энда. Это истории о том, что правоохранительная система хоть и работает, но цели своей часто не достигает, так что восстановление справедливости остается делом рук неравнодушных одиночек, будь то полицейские, отставные детективы, частные сыщики или даже благородный мафиози.
В «
Смех сквозь слезы
Бад Спенсер
При всей подчеркнутой мрачности еврокраймы нередко содержали в себе юмористические компоненты. Правда, речь шла не столько о насыщенности сюжета какими-то гэгами, сколько о хлестких диалогах, наполненных сарказмом и злой иронией. Самым ярким и популярным (как в Италии, так и за ее пределами) образцом комедийного еврокрайма была франшиза про неапольского полицейского по кличке Громила, роль которого играл
В отличие от прочих героев еврокрайма, Громила принципиально не использовал оружие в схватках, целиком полагаясь на хитрость и силу своих внушительных кулачищ. В
Но душой фильма все же был Бад Спенсер, для которого образ обаятельного и расслабленного Громилы стал фирменным. Хотя этот актер сейчас мало кому известен, в 1960-х и 1970-х он был одной из ярчайших звезд европейских вестернов и комедий, где часто играл вместе с другом
Несмотря на то, что звездами были оба актера (их общая фильмография насчитывает 18 фильмов!), популярность Спенсера после выхода «Громилы» достигла невиданных масштабов. Особым успехом его фильмы пользовались в странах Восточного блока, где цензурные ограничения были не такими жесткими как в СССР, и зрители часто могли увидеть в официальном прокате если не голливудское, то европейское жанровое кино. Больше всего Спенсера полюбили в Венгрии: популярные инди-группы до сих пор пишут о нем
«Коп в голубых джинсах»
Колоссальный успех «Громилы» привел к появлению вереницы сиквелов, которые, впрочем, уже куда больше походили на типичные авантюрные комедии. Еще одной попыткой скрестить еврокрайм и комедию была франшиза о полицейском под прикрытием Нико Джиральди, которого играл Томас Милиан (до этого появлявшийся в «Бандитах в Милане»). Первый фильм («
Зенит и закат
Появившись в начале 1970-х, к середине декады еврокрайм достигает зенита популярности. И одной лишь Италией дело не ограничивается. В Великобритании выходят «
Но большая часть этих фильмов представляла собой не столько боевики, сколько криминальные драмы, пусть и с элементами триллера. Только в Италии еврокрайм принял формы динамичного, жестокого экшна, и только в Италии популярность этого жанра оставалась настолько масштабной и долговременной. При этом в итальянских фильмах на главных ролях часто снимались иностранцы: от того же Делона («
Среди местных жанровых звезд стоит отметить Маурицио Мерли, который известен прежде всего благодаря трилогии про комиссара Бетти («
«Жестокий Рим»
Пик славы еврокрайма пришелся на середину 1970-х, совпав по времени с масштабной кампанией
Последним классическим еврокраймом можно считать «
После пика: наследники и подражатели
Как и любой значимый подвид жанрового кино, еврокрайм не исчез бесследно. Но в то же время важно понимать, что в отличие от наци-эксплотейшна или джалло здесь не было какого-то четкого набора признаков или типовых образов, который можно было бы имитировать. Ведь еврокрайм, прежде всего, отличался сеттингом и стилистикой, а не конкретными сюжетными шаблонами или специфическими только для этого жанра персонажами. Так что историческое влияние poliziotteschi проследить значительно сложнее.
Пожалуй, наиболее известные современные авторы, на которых оказал влияние еврокрайм — Квентин Тарантино, Гай Ричи и С. Крэйг Залер. Правда, работают эти люди с жанровым наследием очень разнообразно, и лишь для одного из них еврокрайм представляет собой ключевой источник вдохновения. И нет, это не Гай Ричи, хотя ранние его фильмы («Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш») можно рассматривать как форму комедийного еврокрайма, правда, с поправкой на то, что в центре внимания здесь преступники, а не полицейские. С некоторой натяжкой сюда можно вписать и «Гнев человеческий». Несмотря на американский сеттинг, этот фильм Ричи представляет собой вольный ремейк французского триллера «
С Тарантино тоже все просто: он активно использует различные элементы этого жанра и отсылки к нему в своих фильмах. Например, в «Доказательстве смерти» звучит главная тема из «Италии вооруженной». Что более важно, некоторые важные для еврокрайма режиссеры, такие как Фернандо Ди Лео («
Те самые персонажи из «Охоты на человека»
Главный современный режиссер, который продолжает традиции poliziotteschi — С. Крэйг Залер, человек не самый раскрученный, но обладающий исключительно самобытным талантом. Широкой публике он известен в основном благодаря хоррор-вестерну «
Комментарии (0)