В каждом уважаемом туристами европейском городе обязательно можно набрести на средневековый собор. Неизменно монументальное циклопическое строение являет собой идеальный дом Бога, строгие аскетичные формы полностью соответствуют христианским доктринам.
Казалось бы, здесь абсолютно нет места ничему маргинальному. Тем не менее, каждый, кто посетит один из таких соборов, обязательно с удивлением обнаружит, мягко говоря, неожиданные скульптурные решения. Так, на фасадах, над входами и на колоннах частенько встречаются изображения всевозможных чудовищ, уродливых персонажей фольклора и грешников в самых нелицеприятных ракурсах. Как же так? Почему средневековый добропорядочный христианин считал нормальным изображение гениталий, испражняющихся пьяниц и прочего на стенах священного сооружения?
Средние века – одно из самых удивительных времен во всей истории человечества. На первый взгляд может показаться, что эпоха между Античностью с ее расцветом наук и искусств и Возрождением, давшим старт современной культуре, ничем не выделяется. Действительно, на взгляд современного человека и человека той же эпохи Возрождения средневековье ничем не примечательно: все подчиняется церкви, люди вне монастырей безграмотны, искусства и науки строго подчинены религиозным канонам, – жизнь в средние века кажется настолько пресной, что и названия-то у эпохи толком нет: просто века среди двух великих эпох.
Скука как раз и является одной из версий появления странных существ на стенах храмов. Люди не умели читать, и, в то время как «официальное» убранство собора должно было донести до прихожан смысл Нового завета без прочтения, кривляющиеся рожи могли развеселить и побудить желание вернуться, держали паству. Как это позволяли священнослужители? Все просто: они смеялись над фигурками так же, как и простые люди.
По еще одной версии маргиналии в архитектуре должны были устрашать прихожан. Средневековый мир жил ожиданием конца света, и единственный способ спастись виделся в безгрешной жизни. Но страх перед чудовищами ада чаще оказывался куда сильнее веры в райские кущи. Таким образом, стены храмов могли служить наглядным пособием для тех, кто окажется склонен к грехам.
Третья и самая правдоподобная версия – защита от злых духов. Несмотря на то, что Средние века – эпоха тотального распространения христианства, древние народные верования продолжали жить как живут и сегодня, называемые суевериями. Церковь – место, где не должно поселиться зло, а чудовища на стенах способны его отогнать. Кроме того, изображение фаллических символов, как считалось еще со времен каменного века, должно приносить удачу.
Особенно активно это верование процветало в Древнем Риме и, кажется, надолго пережило империю, перекочевав в Средние века. Более того, исследователи сегодня обнаруживают следы загадочных обрядов, проводимых со скульптурами: в них явно что-то закладывали, а еще стирали их части в порошки. Ни цели, ни самих ритуалов до наших дней не дошло, и то, какое именно значение имели скульптуры чудовищ для средневековых людей, скорее всего, так и останется тайной.
Комментарии (0)