К чему приводит родительская гиперопека и как с ней бороться.
– Ты – плохая дочь! – бросила мне в лицо мама и хлопнула дверью в свою комнату.
А я, слушая ее громкие рыдания, твердо решила: переезжаю к своему молодому человеку. Сегодняшний вечер стал последней каплей в череде наших нескончаемых ссор. А началось все с того, когда я поняла, что могу и имею право самостоятельно принимать решения.
Мама всегда рядом
…С того момента, как я себя помню, мама старалась не отходить от меня ни на шаг. Когда я пошла в садик, она сменила престижную должность на работу нянечки в той группе, где находилась я. Затем наступили школьные годы. В этот период помимо учебы мне хотелось гулять на улице с подружками, покупать косметику, ходить на школьные дискотеки.
Но ничего этого в моей подростковой жизни не было. Мама старалась оградить от всего, что происходило вне поля ее зрения.
Чтобы не оставлять меня лишний раз одну, она придумывала новые задания: убрать комнату, помочь на кухне, прочитать книгу, которую она сама же выбирала в библиотеке. А когда она задерживалась на работе, то просила, чтобы я смотрела ее любимый сериал и подробно излагала пропущенный ею сюжет.
Если же все-таки случались короткие встречи с единственной подружкой, я обязана была оставлять записку с указанием времени возвращения. И боже упаси опоздать хоть на минуту! Представляю, что обо мне думала моя подруга, когда я, нервно глядя на часы и волоча ее за руку, буквально бежала домой.
А где же забота?
В тот момент я действительно считала: все, что делает мама, это правильно. Сейчас же понимаю, что такое поведение – вовсе не забота о моем благополучии, а средство для успокоения собственных нервов. Ведь это так удобно, когда дети дома! Можно спокойно смотреть свой сериал или пересаживать цветы.
К сожалению, в по-настоящему важные для меня моменты мама не особо проявляла свою заботу и любовь. Наверное, считала их мелочными.
Например, она не придавала значения моему гардеробу. Мне приходилось месяцами носить один и тот же свитер с брюками. Видимо, мама считала, что девочке-школьнице наряжаться ни к чему. Зато сама всегда была одета с иголочки и практически каждый месяц радовала себя обновками.
Вместо домашних обедов меня частенько поджидала сухая вермишель, которую я вынуждена была покупать в ближайшем киоске. Готовила же мама только к папиному приходу с работы.
А в последний год учебы в школе, когда все мои одноклассницы после уроков бежали к репетиторам или на подготовительные курсы, я одиноко шла домой. Естественно, в университет я не поступила, несмотря на хороший балл аттестата.
По всей видимости, маме был важен лишь собственный комфорт. Дочка выросла
После провала на вступительных экзаменах я решила связать свою жизнь с изготовлением одежды и поступила в техникум. И это было, пожалуй, мое первое самостоятельное решение.
Здесь я стала лидером. Отличница, умница, красавица, да что скрывать, шила я тоже лучше всех на курсе. Неудивительно, что ко мне потянулись одногруппницы. Просили помощи на экзаменах, а затем стали набиваться в друзья.
Не скрою, такое внимание было приятно. Я не отказывалась от предложений сходить с новыми подружками в кафе, в парк, в сауну на девичник.
Именно тогда я первый раз отправилась в ночной клуб, попробовала пиво, пообщалась с мужчиной наедине. И да, в восемнадцать лет я первый раз поцеловалась. Я начала жить, как все нормальные люди.
Тем временем дома творился настоящий кошмар. Мама страшно бесилась. Она демонстративно хваталась за сердце, обвиняла меня в том, что я не жалею ее нервов и не люблю.
Но я не потеряла голову от внезапно обрушившегося ощущения свободы: не обзавелась вредными привычками, блюла целомудрие, по-прежнему прилежно училась и окончила техникум с отличием. Я выполняла и домашние обязанности, по возможности не отказывала маме в просьбе пройтись с ней по магазинам и желала ей на ночь сладких снов.
Был бы повод
Когда у меня появился молодой человек, маме он понравился, как и букеты, которые он преподносил ей, приходя к нам.
А наедине она проводила со мной воспитательные беседы. По окончании техникума я устроилась на работу в ателье, клиентами которого были и мужчины тоже. Некоторые из них становились моими хорошими товарищами.
Но мама отчитывала меня за каждый звонок с мужским голосом, сбрасывала их вызовы, когда я не могла подойти к телефону. Она неустанно твердила, что кроме Сергея я не должна общаться ни с кем из мужчин.
У меня потихоньку начинали сдавать нервы, в спорах с мамой я все чаще стала срываться на крики.
Последняя капля
Однажды Сергей предложил мне переехать к нему. Я находилась на распутье. С одной стороны мне очень хотелось быть рядом с любимым, засыпать и просыпаться с ним, готовить ему завтраки.
Но именно сейчас папа отбыл в долгосрочную командировку, а брата забрали в армию. Если съеду еще и я, мама останется совсем одна. Поэтому с переездом я попросила повременить.
К счастью, Сергей с пониманием отнесся к моему решению. Мы старались как можно больше времени проводить вместе. И вот однажды я решила остаться у Сергея до утра…
Домой я шла с твердой уверенностью, что будет скандал. В этот вечер мама превзошла саму себя. Мол, я ее не люблю, не ценю всего того, что она для меня делает, хочу бросить на произвол судьбы. Якобы я совсем отбилась от рук, не помогаю по дому, не готовлю обеды, не хожу за продуктами, и мне вообще наплевать на семью и на нее в частности.
– Ты – плохая дочь!
На следующий день я переехала к Сергею.
Мы твердо уверены в том, что маму нужно принимать со всеми недостатками, мириться с ее характером, поступками, поведением, ведь она – самый родной человек на свете. Но за этой слепой любовью мы не осознаем, что связаны по рукам и ногам родительскими капризами и дочерними обязательствами.
Просто нужно понимать, что есть две жизни – своя и мамина, и иногда они расходятся.
Мы живем порознь уже два года. Удивительно, но за это время наши с мамой отношения вышли на другой уровень. Мы перестали ссориться, упрекать друг друга, забыли обиды, стали больше общаться по душам, делиться новостями, планами, сокровенными мыслями.
Не знаю, что послужило толчком для этих перемен. Быть может, проснувшийся во мне бунтарский дух открыл маме глаза на то, что я в состоянии постоять за себя и принимать адекватные решения, и поэтому за меня не нужно ежеминутно волноваться.
Комментарии (0)