Всегда ли поведение человека продиктовано какой-то логикой? И что если самые важные решения в своей жизни мы принимали бессознательно, под влиянием психических механизмов, о которых ничего не знали? Эта статья посвящается психологическим эффектам, которые влияют на жизненные выборы и поступки людей.
1. Эффект Пигмалиона
Пророчества осуществляются потому, что само ожидание предначертанного результата задаёт нашим действиям нужное направление, подгоняя под описанный шаблон. Этот эффект легко рассмотреть на примере учебного эксперимента. Так, ученые наобум собрали детей и расхвалили их перед учителями как самых умных и способных. Вскоре гипотеза подтвердилась – дети и правда показывали высокие результаты. Всё потому, что учителя были настроены на их успешность, а сами ребята отчаянно трудились, поверив в свою уникальность.
2. Ошибка выжившего
Человек склонен судить об успешности мероприятия, основываясь только на показаниях счастливчиков. Тогда как опыт людей, которых постигла неудача, просто не учитывается. Например, мы знаем истории десятков бизнесменов, которым повезло разбогатеть, применив определенный метод. Но сколько тысяч людей на этом же этапе погорело, просто их имен нет в списках победителей? Точно так же мы слышим рассказы везунчиков, которых спасли дельфины. Но скольких они не спасли, и мы никогда об этом не узнаем?
3. Иллюзия кластеризации
Наша психика склонна видеть в случайных числовых комбинациях или неожиданных совпадениях некий «фактор судьбы», на который обязательно нужно обратить внимание. Особенно этой иллюзии подвержены игроманы и любители гаданий. Так, в определённой числовой последовательности, словах или действиях люди могут узреть какой-то знак свыше или подсказку, которой там нет.
4. Парадокс выбора
Слишком большой выбор усложняет задачу поиска и лишает человека удовольствия от полученного результата. Даже если мы выберем самую лучшую вещь, мы, скорее всего, останемся недовольны покупкой, ведь другая модель была с большей скидкой, третья — с лучшим сроком годности, четвертая — с расширенной комплектацией. Большой выбор отбирает у нас энергию и эйфорию.
5. Эффект якоря
На этом механизме строится почти вся компания скидок и распродаж. Базируется эффект на том факте, что нашей психике проще оценить выгоду от покупки, сравнив её с первоначальной стоимостью, пусть даже выдуманной. Например, отдавать за майку 5 тыс. рублей кажется глупостью. Но если первоначальная цена товара была 25 тыс., это всё меняет, цена больше не кажется такой заоблачной. Скидки, специальные предложения, разница цен – всё это одного поля ягоды.
6. Страх красоты
Красота манит и в то же время отталкивает. Рядом с красивым человеком страшно не соответствовать высоким стандартам, ударить в грязь лицом. Вот почему мы напрягаемся рядом с «идеальными» людьми, которые вводят нас в ступор, заставляют излишне переживать о внешнем виде и контролировать свои действия. Мы не подсаживаемся к ним в маршрутках, стараемся не фотографироваться вместе, чтобы нас не сравнивали, и наши изъяны не были так заметны на их безупречном фоне.
7. Эффект результата
Чаще всего человека судят не по поступкам, но по победам. Какая разница, насколько глупые и опасные решения он принимал, чем и кем рисковал, если в итоге всё сложилось удачно? Это эффект, при котором психика концентрируется не на процессе выбора и продвижения, но на конечном результате. Проиграл? Получи порцию осуждения. Выиграл? Плевать на методы и риски, всё равно молодец.
8. Эффект негативности
Мозг человека воспринимает негативную информацию с большим вниманием, чем позитивную. Дело не во врожденном пессимизме, но в эволюционной избирательности психики, которая привыкла ко всему относиться с подозрением, чтобы уберечь себя от ненужных травм. Например, современный мир куда более безопасен, чем пару веков назад, но мы продолжаем верить, что всё катится к чертям, а жить становится труднее. Кстати, негативным новостям мы склонны верить больше.
9. Эффект оплошности
Если совершенство отталкивает, то некоторая неуклюжесть, наоборот, прибавляет человеку плюсов! Рядом с неидеальными людьми проще быть собой, расслабиться и показаться компетентными. Ошибки со стороны дают право и нам делать глупости. Вот почему мелкие недостатки украшают людей, делая их более естественными и симпатичными.
10. Эффект труднодоступности
Чем труднее добиться расположения человека, тем более привлекательным он рисуется. Почему? Он кажется более разборчивым, в круг его интересов сложнее попасть, что автоматически увеличивает желание всё-таки это сделать, оказавшись в числе «избранных». Тот же эффект наблюдается, когда мы долго и мучительно добиваемся каких-то целей. Уйма затраченного времени и ресурсов делает объект ещё более желанным, придавая цели дополнительное очарование.
11. Эффект Кулешова
Чаще всего используется в рекламе и кинематографе, чтобы вызвать у зрителя чётко заданные ассоциации с продуктом или персонажем. Для этого используется два несвязанных кадра, которые своим содержанием подталкивают нас к определённой мысли. Например, кадр счастливой женщины и кадр с мороженым наводит на мысль, что ей понравилось мороженое. Тогда как тот же кадр женщины и последующая реклама средства для похудения, говорит, что она сбросила пару килограмм и теперь чувствует себя лучше.
12. Эффект статус-кво
Трудно выйти из зоны комфорта, перемены не даются легко. Этот эффект заставляет психику держаться за старые ограничения, жить по заранее принятым правилам, только бы сохранить всё как есть, не потеряв лицо в погоне за чем-то новым и потенциально опасным. Статус-кво заставляет человека жить рутинной жизнью, избегать изменений, выбирать одну и ту же начинку для блинчиков или ходить проверенной дорогой на работу. Альтернатива пугает неизвестностью, тогда как привычка дает ощущение стабильности.
Источник:
flytothesky.ru
published on
Запись
Комментарии (0)