Коллективная фотография жителей Засосья 1947 года выглядит пугающе. Со снимка смотрят суровые лица: девчонок, мальчишек, женщин и бабушек. Мужчин на снимке нет. На тот момент деревня жила без сильного пола уже десять лет.
Задолго до трагических событий Засосье было самой обыкновенной деревней. Люди трудились на полях и в огородах. Но один случай изменил всё.
Деревня Засосье — там, за соснами
В начале XX века деревня рядом с Ленинградом была довольно крупной. Поселение состояло из 50 домов, в которых вечерами всегда горел свет. Все постройки, кстати, возводились на каменных фундаментах. Деревню строили на века. Никто не планировал покидать Засосье. Люди отстроили и собственную пекарню, и аптеку, и школу.
Мужчины, как правило, работали в городе. В Петербурге многие мостовые выложены руками именно этих деревенских мужиков. Доходы привозили домой. Это позволяло поселению постепенно расширяться и отстраиваться. Но однажды в город за соснами — Засосье — приехали «чёрные вороны».
Жертвы политических репрессий
В 1937 году в одночасье из города увели всех мужчин. Просто приехали и забрали. Как выяснилось позже, кто-то написал анонимный донос. Людей — без малого 30 человек — обвинили в шпионаже для американских служб. Кого-то расстреляли, кого-то отправили в тюрьмы.
С этого момента в Засосье началась совсем другая жизнь. В городе больше не было денег на строительство новых зданий и ремонт старых. Женщины едва сводили концы с концами. Некоторых тяжёлый труд сделал инвалидами. Работать приходилось без отдыха: в деревне осталось большое количество детей.
Из 30 человек в Засосье вернулись только трое. Григорий Галактионов уходил отцом, а вернулся уже дедушкой. За десять лет отсутствия сын вырос, завёл собственную семью. Для Григория собственный сын был чужим человеком.
Засосье без людей
В 1956 году всех мужчин поселения реабилитировали. Но что толку, если доброе имя людей восстанавливали посмертно? Через несколько лет после возвращения в Засосье к Галактионову приехал человек. Он рассказал о том, что собственными руками написал донос. Просил понять и простить. Григорий тогда простил доносчика за поломанные судьбы сотни людей.
Деревню так и не смогли восстановить после ухода мужчин. Сегодня в Засосье живут всего лишь три семьи. Деревня ничего не производит и не продаёт. Опустевшее Засосье планируют превратить в своеобразный исторический центр. Для этого необходимо поднять архивные записи и отследить судьбу всех репрессированных мужчин.
В 2016 году деревня выиграла денежный грант на строительство памятной скульптуры. Проект стоимостью 200 тысяч рублей воплощали в жизнь несколько петербургских скульпторов.
Памятник «Нюра» — печальный символ Засосья
В огороде Анны-Ксении Ковальски, внучки одной из оставшихся без опоры женщин Засосья, стоит «Нюра». Скульптура выглядит как тонкая женщина в платке. На руках она держит ребёнка. Второй ухватился за подол платья. По замыслу художников, «Нюра» — символ женщины, которая ждала и не сломалась.
Почему памятник стоит в огороде? С изготовлением фигуры проблем не возникло. Вызвались сразу несколько скульпторов из Петербурга. А вот установка была под вопросом. По мнению муниципальных властей, земля в Засосье или сельскохозяйственная, или для строительства жилья. Памятник ни в одну из категорий не попадает, что вызвало у муниципалитета недоумение.
published on
Запись
Комментарии (0)