История любви Коко Шанель, подарившей женщинам всего мира легендарный аромат «№ 5», и Игоря Стравинского, одного из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века родом из России, окружена тайнами.
Многие склонны полагать, что у Стравинского не было ни единого шанса не влюбиться в Коко, которая ответила ему взаимностью. Другие считают, что композитор был влюблён, но Шанель ему не ответила. Тем не менее, их встреча во многом определила развитие и моды, и музыки.
Неудачный дебют
Впервые Стравинского она увидела во время его французского дебюта в 1913 году, когда композитор явил публике концептуальный балет «Весна священная». Кто слушал Стравинского, тот прекрасно понимает, в какой шок может повергнуть его музыка, а в те времена, когда всё стремилось к лаконичности и утончённости, явленное казалось бессвязным и нелогичным нагромождением нот, которое будет разобрано лишь со временем.
Другими словами, это был провал для Стравинского. Коко попыталась встретиться с композитором из далёкой России, но он был настолько подавлен, что не хотел не то что бы разговаривать, а, возможно, даже и жить.
Революция на двоих
Коко Шанель
Но встреча всё-таки состоялась. Через семь лет. В эти годы во Франции всё русское было на пике популярности. Работы Коко Шанель стали узнаваемы, модистками в её студии работали русские княгини — настолько высок был уровень престижа. Стравинский тоже пожинал славу: его музыку постепенно «распробовали» и всё чаще и чаще в свой адрес он слышал лестное «гений современности». Коко приглашает Стравинского с семьёй на свою виллу недалеко от Парижа, где до этого гостили художник Сальвадор Дали и писатель Жан Кокто.
Стравинские жили у Шанель два года. Жена композитора болела туберкулёзом и большую часть времени проводила в постели. Стравинский продолжал творить революцию в музыке, а Коко — в мире моды. Этот период сожительства часто романтизируют, говоря, что у этих дух творческих личностей не было ни единого шанса остаться просто друзьями, и та страсть, которой была пропитана атмосфера, позволила каждому из них сделать что-то эпохальное. Если про сочинения Стравинского не упоминают, то Коко, по этой версии, наконец-то нашла аромат, «запах женщины», — «Chanel № 5», созданный Эрнестом Бо, кстати, тоже выходцем из России, родившемся и долго проживавшем в Москве.
Согласно другой версии, Коко Шанель не ответила взаимностью на чувства Стравинского, и они оставались просто друзьями, у которых были схожие взгляды на то, чем каждый занимался. Возможно, каждый по-своему помогал другому. Известно, что Шанель создала костюмы для балета «Аполлон Мусагет».
Птичка Коко
После Франции семья во главе со Стравинским переезжает в Соединённые Штаты, где сначала уходит из жизни жена, замученная туберкулёзом, а затем мать и дочь. Стравинский не уезжает к Коко Шанель — и это ещё одно доказательство в копилку того, что настоящих любовных чувств между музыкальным гением и модельером не было. Стравинский женится на актрисе и художнице Вере Судейкиной, с которой они прожили более 30 лет. Коко до конца жизни так и не вышла замуж. Вполне вероятно, что ей это было не нужно в принципе — всю себя она отдавала работе, творчеству.
Как бы то ни было на самом деле, такая неясность даёт право на фантазию. И это право даже было реализовано Яном Куненом, который снял художественный фильм «Коко Шанель и Игорь Стравинский», в котором между персонажами возникает любовь и страсть. В женевском Монтрё есть памятник дирижирующего Стравинского с прижатой к спине птицей — аллюзия на балет «Жар-птица». Из складок одежды на спине композитора выглядывает личико Коко Шанель.
Кадр из х/ф «Коко Шанель и Игорь Стравинский»
published on
Запись
Комментарии (0)