В мифах, сагах и священных религиозных текстах различных стран и народов можно отыскать множество сюжетов о чудодейственных предметах, которые были оставлены людям или подарены им богами. Среди этих преданий, пожалуй, самыми загадочными являются тексты о Священном Граале.
В реальном существовании этой реликвии не сомневались авторы средневековых рыцарских романов и хроник, на его поиски отправлялись рыцари и искатели приключений, за него воевали и гибли люди, но парадокс состоит в том, что у нас не имеется ни одного свидетельства кого-либо, кто бы собственными глазами видел этот загадочный предмет. Более того, даже не известно, чем же он был на самом деле…
Появление Грааля
Впервые о Граале упоминается во французском стихотворном рыцарском романе конца XII века, написанном Робером де Вороном. Там речь идет о Чаше, в которую Иосиф Аримафейский якобы собрал кровь распятого Иисуса. Затем эту святыню сохраняли маг британских кельтов Мерлин и его воспитанник король Артур.
Впрочем, в кельтском фольклоре есть и другой вариант появления Грааля на Британских островах: в древних сагах говорится о том, что король Артур во время своего путешествия в Аннон (потусторонний мир) добыл магический котел, который затем установил на своем знаменитом Круглом столе. За этим столом у короля Артура собирались лучшие его рыцари. Следует подчеркнуть, что большинство историков считает короля бриттов Артура реальной исторической личностью, жившей в конце V — начале VI века нашей эры.
Наконец, есть и третья версия появления загадочного Грааля. Как пишет Н. К. Рерих, в иранской поэме V века нашей эры «Перси Валь Наме» речь идет именно о Граале и его охраннике Перси Вале, который позже, в рыцарских романах XII-XIII веков Кретьена де Труа, Вольфрама фон Эшенбаха и других, превратился в Парсифаля. Один из этих авторов, Вольфрам фон Эшенбах (начало XIII века), дает такое знаменательное объяснение, откуда именно появился Грааль: «Его (Грааль) когда-то принес отряд, который потом снова возвратился к сияющим звездам».
Очень интересно то, что фольклор кельтов связывает Грааль с Мерлином и другими жрецами-друидами. Известно, что эти жрецы владели тайными науками, понятными лишь посвященным. Те же народные кельтские предания, например, связывают строительство Стоунхенджа и других загадочных мегалитических сооружений Англии и Ирландии с деятельностью жрецов-друидов. Следует добавить, что сами кельты и сегодня являются большой загадкой для историков. Неизвестно, откуда они происходят.
Сегодня на различных диалектах кельтского языка говорят около шести миллионов человек. Это преимущественно сельское население Шотландии и Уэльса, бретонцы северо-запада Франции и большинство сельского населения Ирландии.
Но две с половиной тысячи лет назад кельты занимали огромную территорию — от Волги до Атлантического океана, а Н. К. Рерих считал, что в древности они жили еще намного дальше к востоку. Во время своей знаменитой Гималайской экспедиции он находил их следы на Тибете и в горах Ладакха. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мы видим общие темы и образы в преданиях таких, казалось бы, далеких друг от друга народов, как жители Ирана V века нашей эры и кельты времен короля Артура.
Но вернемся к Граалю. Из рыцарских романов XII- XIII веков вытекает, что в те времена Грааль находился не в Британии. Чаще всего место его хранения связывается с таинственным замком Монсальват, находившимся где-то на Востоке или Юге. Парсифаль, его сын Лоэнгрин и другие благородные рыцари, герои романов этого цикла, заняты именно поисками Грааля. Из текстов вытекает, что найти его может лишь человек чрезвычайно высоких моральных качеств, защитник добра и справедливости, тот, кто ради этой высокой цели отказывается от личной жизни и становится аскетом.
Тот, кому посчастливилось найти Грааль, пишут эти романы, мог «видеть невиданное и слышать неслыханное». Рыцарь, который хотел найти Грааль и посвятить свою жизнь его защите, должен был овладеть почти нечеловеческой собранностью и целенаправленностью, отбросить все лишнее, все, что могло отвлекать и расслаблять на пути к Великой Цели. Потому что служение Граалю давало надежду на победу добра — не для себя, а всех людей, всего мира. Неудивительно, что всякий недостойный, приближавшийся к этой святыне, поражался тяжелым недугом и ранами.
Как же описывается Грааль?
Само слово «Грааль» в провансальском языке, распространенном на юго-западе Франции, значит «чаша» или «кубок». Именно так описывается Святой Грааль — как магическая чаша, изготовленная из цельного изумруда. Она излучала чудесный свет и дарила своим защитникам бессмертие и вечную молодость.
Впрочем, как ни удивительно, Чаша требовала, выражаясь современным языком, «периодической подзарядки» — раз в год с неба слетал голубь, чтобы, как пишут рыцарские романы, «новой силой Чашу укрепить». Удивительно, не так ли? Магическая вещь потому и магическая вещь, что имеет совсем другую природу, чем обычные земные вещи. А здесь описывается что-то наподобие аккумулятора, требовавшего периодической подзарядки.
Впрочем, уже упоминавшийся Вольфрам фон Эшенбах описывает Святой Грааль как камень, который он называет «лапсит эксиллис». Этот непонятный термин одними переводчиками толкуется как «камень мудрости», другими — как «камень, спустившийся со звезд». Здесь вспоминаются другие древние легенды, например, о чудодейственном камне «шампир» царя Соломона, а особенно же о прославленном камне Чинтамани из преданий Тибета и Индии.
Специалисты по средневековой литературе считают, что легенда о волшебном Граале возникла из смеси восточных и христианских источников где-то в Испании или на юге Франции. Наиболее вероятным местом зарождения легенды считается район средневекового государства Лангедок на юго-западе Франции.
Легендарному замку Монсальват, где, согласно рыцарским романам, находилась волшебная Чаша Святой Грааль, очевидно, отвечает замок Монсегюр, руины которого сегодня возвышаются на скалистом обрыве отрогов Пиренейских гор недалеко от города Фуа (департамент Арьеж).
Журнал: Тайны Мира-Книга Теней
published on
Запись
Комментарии (0)