Предложите своему ребёнку не выбрасывать порвавшийся пакет, а заклеить его лейкопластырем. А потом сложить в него учебники и пойти в школу. Он подумает, что мама или папа сошли с ума. Но такую «инсталляцию» точно вспомнят все, кто родом из СССР.
Новости и факты вспоминает привычки и атрибуты из жизни советского ребёнка, которые постперестроечному поколению могут показаться странными, нелепыми, необъяснимыми.
Страсть к коллекционированию
Коллекционировали действительно всё подряд: пробки от бутылок, спичечные коробки, сигаретные пачки, марки, монеты, вкладыши от жвачки, обёртки и этикетки, коробочки от монпасье, открытки, пуговицы… Ну кому из современного поколения придёт в голову коллекционировать пуговицы? Или тем более карточки с фотографиями артистов, спортсменов и других кумиров современности? Всё есть, всё доступно, а коллекции остаются прерогативой музеев и людей из «того времени».
Одна жвачка на целый двор
Жевательная резинка в СССР была возведена в культ. С ней даже связан трагический случай, когда в 1975 году канадские хоккеисты-юниоры во время следования к автобусу после завершения матча стали разбрасывать пластинки жвачки производства компании Wrigley, спонсора команды. Неконтролируемая толпа из болельщиков, желавших добыть заветный «бабл гам», а также решение администрации выключить в Дворце спорта свет, чтобы фото этого происшествия не попали в западную прессу, привели к гибели 21 человека и серьёзным травмам у двадцати пяти.
Жевательная резинка, произведённая в СССР
Несмотря на статус чуждого идеологического элемента, производство жевательной резинки в СССР организовали в 1976 году. Тем не менее, она всё равно оставалась дефицитным лакомством, ну и, разумеется, уступала по вкусовым качествам заграничному «бабл гаму». К тому же, советский вариант был практически непригоден для надувания пузырей (!).
Дефицит провоцировал изобретательность советского ребёнка. Про то, что жевательной субстанцией был гудрон или битум, знают наверняка все. Но была ещё одна альтернатива — эластичные пробки от одеколона. Когда же всё-таки у кого-то появлялась жвачка, например, привёз отец из заводской командировки в ГДР, то её без всяких мыслей о гигиеничности, жевали всей компанией, а когда вкус заканчивался, то резинку обмакивали в варенье и снова жевали. Иногда по нескольку дней.
Одежда по наследству и одежда на вырост
То, какой была мода в СССР, можно посвятить отдельную статью: когда стремление сделать вещь уникальной и соответствующей трендам, заставляло людей учиться кройке и шитью и изобретать украшения из подручных материалов (вот откуда наши мамы всё умеют). Детям было проще: ходили в том, во что оденут. Во-первых, разнообразия в одежде, в фасонах и цветовых решениях, не было как такового. Во-вторых, быть младшим ребёнком в семье — значило одно: новых вещей тебе практически не видать, потому что твоя одежда — та, которую не сносили старшие. Причём иногда было совсем не важно, брат это или сестра…
Если же тебе в силу каких-то причин всё-таки покупали новую вещь, то покупали её на вырост: на размер-два больше, ушивали, подгибали, а по мере необходимости производили обратные манипуляции.
Испытания очередью
Отстоять в очереди за колбасой, рыбой или за парой капроновых чулок… да, было и такое. И зачастую родители в силу занятости отправляли детей занять очередь и отстоять в ней до тех пор, пока не получишь заветное. Это было настоящим испытанием, которое наверняка имело прекрасный воспитательный эффект: воспитывало стойкость оловянного солдатика и помогало понять смысл пословицы, в которой говорилось, что без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Дипломат с пакетом вместо ранца и их ремонт
Ранцами экипировали всех школьников разных возрастных групп. И ранец был многоцелевой сумкой, которая могла служить по прямому назначению, могла помочь в драке или стать отличной альтернативой санкам-ледянкам. Суровые условия эксплуатации зачастую выводили из строя ручку и наплечные лямки. Покупали новый? Как бы не так! Если были комплектующие от старого ранца, то вышедшие из строя части заменялись, но это было редким исключением. Правилом служил другой вариант: обмотка повреждённого места изолентой или лейкопластырем.
Набор продуктов, купленных на рынке или в гастрономе, советский человек носил в авоське. Пластиковых пакетов не было, а если и были, то в большом дефиците. Поэтому пакет был вещью, которая служила альтернативой ранцу. Зачастую такую роскошь могли себе позволить старшеклассники. Пакеты, как ни странно, тоже подвергались ремонту: ручки, порванные от долгих походов за знаниями, рвались, и их восстанавливали с помощью медицинского пластыря или той же изоленты. Порезы также «лечили» пластырем.
Однако до эпохи пакетов старшеклассники щеголяли с деловыми чемоданами, обшитыми кожей или дерматином, — дипломатами. Причём в СССР выпускались ученические дипломаты, которые были несколько компактнее. Помещался весь необходимый для занятий набор учебников и тетрадей, ничего не сгибалось и не мялось, и чемоданчик прекрасно вставал у парты, не загораживая проход между рядами. Дипломаты, конечно же, кастомизировались: украшались «переводками» и наклейками (вот он — звёздный час для тех самых коллекций советского ребёнка!).
published on
Запись
Комментарии (0)