Мировые религии часто осуждают за проявление сексизма: в подавляющем большинстве обрядов и традиций главенствующая роль отводится мужчине.
Даже в одном из самых гуманных ответвлений христианства, православии, положение женщин строго регламентировано. Например, существуют мнения, что в православном храме женщины обязаны стоять слева, не могут входить в Алтарь или даже саму церковь по определенным дням.
НиФ предметно разбирает проявления неравноправия полов в христианстве и православии и пытается понять причины этого явления.
В храм — только в юбке и платке
Запрет женщинам на вход в храм в мужской одежде — брюках и их разновидностях, а также обязательное покрытие головы платком, в принципе, каждый может объяснить просто давней традицией. Однако этому есть более понятные причины.
Во-первых, что брюки становятся частью женского гардероба с лёгкой руки Ив Сен-Лорана только во второй половине XX века. Поэтому первое объяснение этой стороны вполне простое: неприятие людьми новой моды.
Во-вторых, в древности мужская и женская одежды отличались не так уж сильно, их основная концепция — длинная рубаха. Поэтому в «запрете», скорее всего, лежит метафора: не стоит женщине уподобляться мужчине, взваливая на себя тягловую работу, а мужчине не стоит вести себя как женщина, показывая слабость и несостоятельность.
Традиция, касающаяся одежды для посещения женщиной храма — покрытие головы платком, — это действительно традиция, а не норма. В древности, причём во многих религиях и культурах, покрытая голова являлась идентификатором статуса женщины, который говорил, что она замужем. Замужняя женщина с непокрытой головой, как считалось, позорит свою семью. Отсюда берёт своё начало слово «опростоволоситься».
«Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви», — слова апостола Павла. Если воспринимать этот запрет буквально, то во время богослужения в принципе не разрешено говорить, хотя бы потому, что для этого во время молитвы не должно оставаться ни времени, ни внимания — всё мысли обращены к Богу. С нормами приличия тоже всё предельно ясно: благоверная жена не станет заводить разговор с незнакомым мужчиной, и это положение не раз продублировано в книгах по этикету для юных девушек.
В храме женщина должна стоять «на стороне дьявола»
Отталкиваясь от предыдущего положения, нельзя не вспомнить то, что зона для прихожан в православном храме делится на две части: мужскую и женскую. Традиционно считается, что левая сторона — «сторона дьявола», и левая часть в храме отведена для женщин. На самом деле, как и добрая часть норм и условностей в православии, это положение носит рекомендательный характер. Логика в этом есть. Во-первых, таким образом можно предупредить разговоры и мысли, связанные с оценкой красоты женщины и желание познакомиться поближе, то есть пресечь попытки отвлечения от главного дела в храме — молитвы. Во-вторых, с левой стороны врат, ведущих в алтарь, висит икона Богородицы, Божьей матери, к которой, по понятным причинам, женщине легче обратиться за покровительством и с просьбой; правую сторону иконостаса занимает Иисус Христос — мужское начало.
Вероятно, что разделение храма условно на женскую и мужскую стороны породило ещё одно «правило», которое гласит, что к таинству причастия первыми из мирян идут дети, затем мужчины и только потом женщины. Объяснение на самом деле простое: к Чаше подходят справа, поэтому, чтобы не было неразберихи, мужчины идут первыми. Однако это совсем не каноническое положение.
Женщине не позволено входить в Алтарь
Многие считают, что женщинам не позволено входить в Алтарь — символ престола Господа, отделённый от средней части храма иконостасом. На самом деле до Алтаря допускаются все, он если имеют на это благословение. Поэтому без особой на то необходимости к престолу не стоит подходить и мужчинам-мирянам. Другой вопрос, что во время таинства крещения младенцев женского пола священник не проносит через Царские врата и не подносит к Алтарю. Многие священники объясняют это тем, что мальчики потенциально могут стать священнослужителями, то есть могут быть допущены на посещение этих мест, а девочка получить церковный сан не может.
Также есть поверье, согласно которому женщина во время менструального цикла не может не то что бы причаститься, то есть вкусить кровь и плоть Христовы, но и даже посещать храм. Если говорить кратко, то «ритуальная нечистота» не имеет никаких обоснований в христианской антропологии и попало в религию под влиянием языческих культов и иудаизма и относится к Ветхому Завету, когда страх перед материальным миром был особенно силён.
Ношение одежды и прочие условности — всего лишь попытка особо ревностных фанатиков выделиться и показать своё превосходство над другими.
Так есть ли сексизм?
Подводя итоги, можно сказать только одно: религиозные предписания, которые могут показаться сексистскими, как правило, не являются, и могут серьёзно различаться от прихода к приходу, от священнослужителей, от понимания человеком сути христианства и православия. Также они могут быть простым, но эффективным орудием фанатиков, убивающим всякое желание узнавать больше своей догматичностью и нетерпением к нарушению их представлений о вере и порядке богослужения.
Да, апостолами Христа были только мужчины, но православная церковь нисколько не умаляет заслуг женщин, уверовавших в Спасителя и последовавшего за ним: Богородица и жёны-мироносицы, которые сопровождали Спасителя во время шествия к Голгофе.
Во-вторых, существует глобальная проблема — непонимание того, что христианство Ветхого завета и христианство после пришествия Иисуса Христа — вещи кардинально разные, а в некоторых вопросах даже противоположные: если по представлениям ветхозаветного человека Бог являлся судьёй всевидящим и карающим, то Новый завет говорит о другом Боге, который «есть любовь» и только любовь. Поэтому в подавляющем большинстве случаев так называемый сексизм в христианстве, а ещё в большей степени в православии является надуманным.
В-третьих, все положения, которые можно назвать сексисткими, имеют закваску на суевериях и традициях, которые православная церковь не приемлет, как не приемлет и категоричности, которая работает на обрядовую сторону, но никак не на духовно-нравственную.
После Екатерины II моду на белые свадебные платья переняли дворянки и иностранные аристократки, выходившие замуж за русских. А после них и представительницы более низких сословий стали венчаться в белоснежных расшитых нарядах. Сегодня же многие девушки решают отступить от этой традиции и надеть в ЗАГС платье не белого цвета.
Текст: Наталья Хлыстова
published on
Запись
Комментарии (0)