Однажды в Ростов приехал известный Гюстав Эйфель. И не с простым визитом, а для строительства моста. Интересно, что архитектора пригласили почти в шутку. Однако у Эйфеля была причина отнестись к предложению серьёзно.
«Американец» — так прозвали ростовский мост. Но позвольте, ведь Эйфель был французом! И у такого недоразумения есть вполне логичное объяснение.
Что было до подъёмного моста?
Первый постоянный мост через Дон появился только в 1781 году. Река играла важную роль в судоходстве. Низкий и крепкий мост для переправы не подходил. В случае его установки по реке не смогли бы проходить корабли. Первый мост был разводным. Причём разводить его приходилось по шесть раз в сутки.
Развитие железных дорог в XIX веке потребовало изменения конструкции. Мост с тяжёлыми рельсами не мог быть разводным. Литую конструкцию тоже отвергли. Российские инженеры нашли оригинальное решение.
Мост через Дон со смещением
Если мост нельзя поднимать, его нужно двигать. В 1874 году левый и правый берега Дона соединила технологичная конструкция. Средняя ферма моста поворачивалась под прямым углом. В результате открывались проходы для кораблей. После того, как судна проплывали, ферма вставала на место.
На практике обнаружились проблемы. Зазор, который открывался поворотом фермы, был очень узок. Для того, чтобы не врезаться в мост, кораблям приходилось снижать скорость. При сильном ветре моряки не удерживали суда. Затем рядом с мостом появились специальные баржи-тягачи. К ним канатами привязывался нос корабля. Баржи медленно протаскивали судно через проходы. Настолько медленно, что образовывалась длинная очередь.
Точку в истории смещающегося моста поставил пароход «Пётр». В январе на реке начался ледоход. Корабль, привязанный к берегу, сорвало с тросов. Судно врезалось в стальные фермы и обрушило их. Железнодорожное сообщение прекратилось. Несмотря на то, что временно мост удалось восстановить, стало ясно, что рассчитывать на него нельзя.
Лифтовые конструкции и американские амбиции
Дон отличался двумя особенностями, которые усложняли работу. Во-первых, неустойчивые берега. Во-вторых, постоянное изменение уровня воды. Для решения проблемы требовалось техническое чудо.
За чудом русские инженеры обратились к американцам. Точнее, инженеры решили использовать успешный опыт соседей. Конструкцию арочного моста возвели, но не хватало главного элемента — автоматического подъёмника. Его создатель Гутнер дорого продал свою технологию русским.
Эйфеля же пригласили помочь со строительством только ради того, чтобы американцы не присвоили себе роскошный мост. Никто на самом деле не рассчитывал на ответ. Уже знаменитый на тот момент Эйфель согласился доработать проект. Это не понравилось Гутнеру. Американец отказался от участия, и подъёмную конструкцию разрабатывал француз. Однако в народе чудо инженерной мысли по какой-то причине прозвали «американцем».
Величие и трагедия ростовского моста
Мост открыли в 1917 году, и он сразу стал достопримечательностью. Эйфелевский подъёмник тянул вверх ферму весом 730 тонн с приличной скоростью. На подъём опоры уходило полторы минуты. Суда с лёгкостью проходили под фермой. Установленный на место блок выдерживал вес вагонов. Люди из других городов, в том числе из двух столиц, приезжали, чтобы сфотографироваться на фоне инженерного шедевра.
Однако мост уничтожила война. В 1941 году его сначала подорвала отступающая Красная Армия. Уже через восемь дней фашистов выбили из Ростова. Мост наспех восстановили, однако город во второй раз заняли фашисты. Русские снова взорвали мост, а немцы опять частично восстановили. В 1943 году одна из авиабомб окончательно уничтожила детище Эйфеля.
Восстановление моста в 1943 году
Современный мост построили в 1952 году. И хотя технически он ничем не отличается от старшего брата, к Эйфелю он уже не имеет никакого отношения.
published on
Запись
Комментарии (0)