Фигура попа, или батюшки, всегда будет делить общество на две категории: тех, кто считает их поборниками и ворами, и тех, кто прекрасно понимает, что и среди духовенства могут попадаться как хорошие люди, так и плохие.
Интересно, что на Руси священника могли поколотить, и сделать это можно было совершенно безнаказанно, выполнив маленькое условие, о котором расскажет Новости и факты.
Обычное дело
Для начала приведём несколько выдержек из описаний приходской жизни в России XVII века. Например, немецкий путешественник Адам Олеарий в своём труде о путешествии в Московию записал: «Кто бьёт попа и попадёт на шапку (скуфью) или же сделает так, что она упадёт на землю, подлежит сильной каре и должен платить за „бесчестие“. Однако, тем не менее, попов всё-таки бьют… Чтобы при этом пощадить святую шапочку, её сначала снимают, потом хорошенько колотят попа и снова аккуратно надевают ему шапку».
И это не единичное свидетельство избиений приходского духовенства. «Уважение, оказываемое [народом] ему (духовенству), чисто внешнее. Вне церкви они (прихожане) не задумываются оскорблять священников и монахов; они только срывают с них шляпы (скуфью), бьют палками и после истязания надевают им шляпы снова», — читаем у французского дипломата Фуа-де ла Нёвилля в его «Любопытном и новом известии о Московии».
Всё дело в скуфье
Скуфья, о которой пишут иностранцы, посетившие Россию, представляет собой головной убор особого кроя, который до раскола православной церкви был положен новоиспечённым священнослужителям. Они прикрывали им плешь (в словаре Даля скуфья, к слову, называется наплешником), которую выбривали на макушке головы в форме круга — символ тернового венца, с которым Спаситель шёл на Голгофу.
Священники носили скуфью даже дома, снимали лишь перед сном или перед богослужением, потому что в большинстве случаев она была освящена патриархом и имела сакральный смысл, о котором, разумеется, знал простой люд.
И никакого наказания за избиение попа не полагалось: «Поколотивший священника не подвергается никакой ответственности перед законом, никакому наказанию или отлучению от церкви, если только после драки с должным почтением вновь наденет на попа снятую с него прежде шапочку», — отмечает в своих путевых очерках немецкий государственный деятель и путешественник Иоганн Георг Корб.
«Кто ударит тебя в правую щёку…»
Интересно, что в литературе нет свидетельств о том, чтобы поп ответил на физическое насилие аналогичными приёмами. Возможно, это связано с приверженностью учений Иисуса Христа, который проповедовал смирение и прощение: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…» А возможно, большая часть пострадавших священнослужителей были действительно толстыми и не способными дать сдачу мужику.
В связи с этим вспоминается ещё одна традиция, связанная со священнослужителями. Крестьяне просили батюшку повалятся по земле, и пока тот катался-кувыркался, люд приговаривал: «Уродись сноп толстый, как поп». Если священнослужитель добровольно не соглашался принять участие в этом обряде, то катали священника насильно.
Ещё одна традиция — обливание попа водой. Это делалось для того, чтобы вызвать дождь в засуху. Терпеть приходилось, потому что, кроме религиозной подоплёки, здесь была и чисто мирская: пойди против односельчан — останешься безо всякого пропитания…
published on
Запись
Комментарии (0)