Представьте себе следующую ситуацию: вы испытываете сильные эмоции, будь то гнев или боль, а ваши друзья просто смеются в ответ, вместо того чтобы помочь или посочувствовать. Происходило ли с вами нечто подобное?
Когда другие смеются в ответ на ваше негативное состояние, это может сбивать с толку и даже привести к натянутым отношениям. Отрицательные эмоции, такие как гнев и разочарование, являются нормальной реакцией на определенные вещи, но не тогда, когда вы проявляете их чересчур сильно или резко. О чем идет речь?
Актуальность
Не секрет, что эмоции часто берут вверх над разумом. Водитель непреднамеренно подрезает вас на дороге, вы опаздываете на важное совещание, тщетно пытаетесь выполнить проект в срок или снова и снова продолжаете воспитывать ребенка: что объединяет все эти ситуации?
Как бы вы ни пытались, чувства разочарования или гнева вот-вот готовы "всплыть" на поверхность. Хотя в подобных ситуациях вы рассчитываете на сочувствие, нередко такое внешнее выражение отчаяния вызывает у окружающих смех. Почему люди реагируют подобным образом на отрицательные эмоции? Является ли это признаком равнодушия?
Если сказать коротко, нет (или, по крайней мере, не обязательно). Почему мы можем быть в этом уверены? Существует теория, объясняющая, почему мы смеемся, когда видим проявление гнева или раздражения.
Особенности
Эмоции - это некие движущие силы, которые побуждают нас поступать или говорить определенным образом: каждая из них в конечном итоге приводит к тем или иным физическим последствиям. Когда они должным образом согласованы с физической и социальной средой, в которой мы находимся, это обеспечивает наше выживание.
Также эмоции приближают нас к нашим целям и уводят от потенциальных угроз. Однако когда чьи-то эмоции анализируются и рассматриваются как не соответствующие ситуации или обстоятельствам, они могут быть истолкованы как контрпродуктивные, что, в свою очередь, вызывает веселье, смех или хихиканье.
Чувство юмора у всех разное: способность подмечать что-то смешное может приносить как позитивные эмоции, так и негативные. Чаще всего юмор проявляется как чрезмерное возбуждение или ликование, а иногда его источником могут быть отрицательные чувства, будь то злость, раздражение или отвращение.
Пример
Много полезного о юморе можно узнать из телесериала "Мистер Бин" с Роуэном Аткинсоном в главной роли. Освежив в памяти различные сцены из фильма, вы получите массу удовольствия от их комедийного разнообразия. Даже если вы не являетесь поклонником персонажа мистера Бина, вы должны оценить блестящий способ превращения актера из нежной детской невинности в некоего смертоносного маньяка менее чем за минуту.
Взять, к примеру, серию под названием «Стрижка от мистера Бина из Лондона». Посмотрите эпизод с 13:54 до 14:56. Конечно, мы хорошо знаем мистера Бина как вполне безобидного человека: он довольно сердечный и мягкий, но также незрелый, нетерпеливый, легко расстраиваемый, слегка коварный и довольно резкий.
Бин останавливает свою машину на небольшом школьном благотворительном мероприятии в английской деревне. После неудачи в одном соревновании он оказывается втянутым в игру «Попади в директора», в процессе которой посетители (за определенную плату) могут бросить несколько мыльных влажных губок в директора школы. Перед Бином в эту игру играла маленькая девочка: каждый раз, бросая свои губки, она промахивается, но, тем не менее, радостно хихикает от предоставленной ей возможности.
Эмоции
Находя игру интересной, Бин делает следующий ход. Его первый пробный бросок не попадает в цель и приводит лишь к смущенному смеху. В последующие три раза он снова промахивается (причем делает это в более быстрой последовательности), раздражаясь после каждой неудачи. Что в это время чувствует директор школы? Бин слышит его тихий смех, и зрители вынуждены наблюдать его смущение и разочарование.
Вот только теперь он выходит за рамки правил игры: в направлении директора полетели консервные банки (которые в случае успешного попадания могут нанести серьезную травму мужчине), а затем коробки с хлопьями и разные жестяные банки. Бин пребывает в явном отчаянии, когда его удерживает один из сотрудников мероприятия.
Даже после этого персонаж Аткинсона не останавливается: он полностью теряет самообладание, взяв в руки стул и намереваясь кинуть им в директора. Вы слышите закадровый смех, и вам хочется смеяться, в то время как Бин весьма зол. Столь резкий переход от великодушия и улыбки к смущению, нетерпению, разочарованию и презрению - это прекрасный пример эмоционального юмора.
Комментарии (0)