Автомобиль, который не уступал знаменитому «Ламборгини», простой инженер-электрик собрал вместе со своими воспитанниками-пионерами. После изготовления чудо-машины конструктор уничтожил все чертежи и кузовные матрицы по неизвестной причине.
Автомобиль со странным названием «Панголина» и выглядел очень странно. В каком-то смысле конструктор опередил время: низкие и угловатые спорткары тогда популярностью не пользовались. Скорость машина развивала фантастическую.
«Панголина» и её конструктор Александр Кулыгин
Удивительная «Панголина»
Автомобиль с «начинкой» от ВАЗа разгонялся до заоблачной для «Жигулей» того времени отметки — 180 километров в час. Машина полностью состояла из отечественных материалов, которые Александр Кулыгин — создатель спорткара — смог раздобыть на обычных рынках.
После всесоюзной автомобильной выставки в 1979 году о «Панголине» узнала вся страна. На мероприятие машину пришлось везти в грузовом вагоне поезда. Советские дороги не были предназначены для заниженного спорткара.
Кулыгин в одночасье стал знаменитостью. Советские люди сравнивали чудо-машину с популярным тогда Lamborghini Countach. Однако в отличие от итальянского автомобиля самострой Кулыгина был собран из мусора и подручных средств. Нехватку материалов конструктор компенсировал невероятными ноу-хау, которых не было даже у итальянских инженеров.
«Начинка» чудо-машины: дверь-колпак и перископ
«Панголина» состояла из узлов самых обычных вазовских авто. По этой причине двигатель оказался спереди, прямо у ног водителя, а не сзади, как у итальянских спорткаров. Форма кузова чудо-машины была выбрана не случайно. Обтекаемость, которую Кулыгин подсмотрел у гоночных болидов, помогала «Панголине» развивать бешеную скорость.
Привычных для советских автомобилей боковых зеркал у машины не было. Вместо этого конструктор поставил зеркало-перископ на крыше, прямо над водителем. Кулыгин также сделал небольшое окошко под перископом. Таким образом водитель мог следить за тем, что происходит сзади, без потери обтекаемости кузова.
Главная изюминка кузова — дверь-колпак. Когда «Панголина» открывалась, вверх уходила половина машины: лобовое стекло, боковые панели. Для этого Кулыгин установил гидроприводы. По такому же принципу двигалась рулевая колонка, открывая доступ к двигателю.
Ещё одно ноу-хау конструктора — «ломающийся» стеклоочиститель. Лобовое стекло было оснащено дворником, который Кулыгин собрал из двух очистителей от автобуса «Икарус». Устройство настолько хорошо двигалось, что обеспечивало удаление грязи до 95 процентов.
Ничего импортного
Для кузова «Панголины» использовались панели из стеклопластика, которые конструктор прикрепил к трубчатой раме. Диски Кулыгин не снимал с других машин, а изготовил из алюминия. Низкопрофильная резина для колёс нашлась у знакомых спортивных гонщиков.
Специально для «Панголины» был собран необычный по тем временам глушитель. Под багажником глушитель делился на два патрубка, которые снаружи защищались задним бампером. Лобовое стекло конструктор вообще снял со старого «Икаруса». Чудо-машина полностью отвечала главному критерию советского самостроя — собрано из подручных материалов.
«Монстры» советского самостроя
В 1987 году в Брянске состоялась крупная выставка автомобилей, изготовленных любителями. Были там и кулыгинская «Панголина», и другие интересные экземпляры. Игорь Рикман, например, привёз своего «Ихтиандра» — машину, которая умела не только ездить, но и плавать. Валерий Булычёв показал первый спортивно-туристический фастбек, прицеп которого превращался в небольшой домик.
«Ихтиандр»
В общей сложности на выставку в Брянск приехали 80 машин. Были здесь и прототипы спорткаров, и прадедушки современных кроссоверов. Дизайн машин был по тем временам футуристичным. Такими авто с мягкими обтекаемыми формами или угловатыми кузовами мечтал обладать любой советский мужчина.
published on
Запись
Комментарии (0)