В Древней Руси бывало и такое: не жена уходила жить в дом к мужу, а наоборот. В таких случаях невеста и жених менялись местами, сватали парня, а не девицу, и он собирал свой девичник и приданое.
В таком нетрадиционном браке жениха именовали «примаком», и он имел меньше прав, чем его жена.
«Перед венцом». Ф. Журавлёв
Традиция умыкания
Понятие традиционности брака отличалось во времена язычества и после крещения Руси. В первую очередь тем, что у древних славян желание девушки выходить или не выходить замуж за определённого человека было важным и не только принималось во внимание, но и часто становилось решающим. При этом был очень распространён так называемый обряд умыкания — похищения — невесты. Традиция эта считалась весёлой и безобидной, потому что умыкание происходило с предварительного согласия девушки.
В «Повести временных лет» говорится о том, что воровали невест с середины весны до середины лета, в промежуток между двумя праздниками — в честь богини любви Лады и Иваном Купалой. Делалось это как бы нечаянно: девушка шла по какому-то делу к реке или озеру, откуда её «вероломно» похищал будущий супруг. Родные невесты знали о похищении заранее, поэтому никто серьёзно не относился к происшествию, все вокруг понимали, что это игра. Кстати, отсюда и корни выражения «играть свадьбу».
После крещения Руси традиция умыкания постепенно потеряла своё значение. Однако в некоторых деревнях похищали невест с их согласия до XV века — об этом говорят былины, народные песни и церковные епитимии, накладываемые за этот языческий обряд.
Таинство венчания
Умыкание искоренялось православной церковью, как и всё языческое, — жёстко и последовательно. С 988 года у славян принято венчаться в храмах и обязательно с согласия родителей.
Новой брачной традицией становится предварительный сговор родителей и помолвка. При этом в большинстве случаев мнения как будущей невесты, так жениха не учитывались. Это была выгодная для обеих сторон сделка, причём выгодная в первую очередь именно для родственников брачующихся.
Отныне будущим молодожёнам нельзя было встречаться без свидетелей, говорить о свадьбе и даже самостоятельно объявлять знакомым о помолвке. Всё делали родители. При этом официально свод религиозных и светских канонов гласил, что среди обязательных условий вступления в брак — добровольное согласие невесты и жениха.
Ярослав Мудрый в своём уставе «Русская Правда» даже постановил наказывать родителей и рублем, и церковной епитимией, если вступивший по их принуждению в брак ребёнок «что сотворит над собою», например, попытается покончить жизнь самоубийством или же совершит его. Прямо запрещалось также принуждать девушку к неугодному браку, и если «…девка восхощет замуж, а отец и мати не дадять», то родителей надлежит оштрафовать. Однако закон нарушался регулярно, несмотря на наказания, и официальная церковь часто закрывала на это глаза. Так брак по предварительному сговору родни стал на Руси традиционным.
Повторные браки и «самокрутки»
Конечно, не вся молодёжь могла смириться с навязываемым им выбором, и многие решались на побег и тайное венчание. Такие браки назывались «самокрутками». Обвенчавшись без лишних церемоний в храме, молодые обычно шли с повинной к родителям — за благословением. Нередко случалось так, что родители новоявленного мужа довольно быстро смирялись с его выбором, а вот родители молодой могли навсегда от неё отречься, не простив дерзкого ослушания.
Интересно, что, выходя замуж во второй раз, женщина на Руси уже имела полное право не согласовывать кандидатуру мужа со своей роднёй. При этом одобрительно относились к повторно выходящей замуж только в случае гибели или бесплодия первого мужа.
published on
Запись
Комментарии (0)