Карстен Роде, немец по происхождению, служивший на датского короля, сумел стать верным корсаром Ивана Грозного. Он даже получил официальную грамоту с разрешением грабить чужие суда и убивать людей.
С Карстена Роде началась история русского пиратства в Балтийском море, в некотором роде он стал продолжать традиции грозных ушкуйников. Немецкий пират собрал под своим командованием большую эскадру, успешно выполняющую приказы царя.
Новости и факты рассказывает, как русские корсары под предводительством Роде стали грозой Балтийского моря и его побережья.
Из купцов — в русские пираты
Карстен Роде родился в Германии, но был подданным короля Дании Фредерика II. Некоторое время он был купцом и имел собственное судно, ведя торговые дела. Позднее он занялся более выгодными делами, став морским разбойником на службе у брата короля герцога Магнуса. Без особой жалости он грабил и топил корабли под флагом Швеции. Но при этом Роде был крайне набожным человеком. Если кто-то казался ему пустобрехом или — хуже того — богохульником, он выкидывал его за борт, произнося молитву, чтобы отвести от своего корабля гнев Божий.
Во время Ливонской войны армия Ивана Грозного сумела захватить порт Нарву. Этот важный порт стал главным выходом к Балтийскому морю и важной стратегической точкой для торговли. Поначалу русская торговля в Нарве прекрасно развивалась, но Польша и Швеция начали чинить препоны немногочисленному русскому флоту Ивана Грозного.
Тогда царь потребовал прислать к себе человека, сведущего в пиратских делах. Бывший под покровительством Ивана IV герцог Магнус послал ко двору царя лучшего, то есть Карстена Роде. В 1570 году царь выдал ему крупную сумму денег, на которую был куплен и вооружен пинк. Позднее он нанял в свою команду 35 матёрых морских волков. В том же году Карстен Роде стал обладателем охранной грамоты от царя, дававшую ему разрешение грабить и топить чужие суда в Балтийском море. Так бывший купец стал корсаром Ивана Грозного.
Подвиги командира пиратского флота
Получив «фартовую грамоту» и снарядив своё судно, каперы Ивана Грозного вышли в Балтийское море и чуть не утонули. Новенький пинк внезапно дал течь, но моряки сумели с ней справиться и между делом захватить чужое судно. Добычу доставили на датский остров Борнхольм, там же Роде купил новое судно, а старое отдал под командование своего лейтенанта. Спустя некоторое время к Борнхольму Роде и команда возвратились с большим призом — захваченным шведским военным кораблём. Он и стал флагманом пиратской эскадры Роде.
Согласно договору с русским царём, пират должен был сбывать награбленное в портах, бывших в подчинении у России. А в Нарву Карстен Роде должен был приводить каждое третье захваченное судно и по две снятые пушки с других кораблей. Взятых в плен командиров или вельмож нужно было «сдавать приказным людям», чтобы можно было потребовать выкуп. Но Роде не был бы пиратом, если бы неотступно следовал всем правилам. Иногда он заходил в Ревеле и в датские порты, где продавал большинство награбленных богатств, не отдавая русскому царю обязательный платёж.
Одним из самых крупных «призов» стали четыре купеческих корабля, взятых на абордаж в результате страшного и долгого морского сражения. Но были и уловы покрупнее. «Русский адмирал», как любил себя называть Роде, и его команда захватили 17 кораблей, идущих из Гданьска с крупным грузом пшеницы. После этого «московитский пират» оказался в центре международного скандала. В Гданьске собрали совет, на котором было постановлено собрать экспедицию против пиратского флота Ивана Грозного.
Пират в опале
За короткое время Карстен Роде успел насолить многим, в том числе и правителям Дании и Швеции. Деятельность русского корсара сильно подорвала торговлю в Балтике, лишив Данию большой части дохода с таможенных пошлин. Благодаря счастливой случайности Карстена удалось арестовать в одной из таверн Копенгагена. Капитана пиратской эскадры посадили в тюрьму, его команду распустили, а стоящие в порту корабли конфисковали.
Ивану Грозному было направлено письмо, в котором сообщалось об аресте его пиратского адмирала. Тот лишь выразил своё удивление деятельностью Роде. Наверняка царю доложили о том, что Карстен Роде сбывал награбленное не в указанных портах, присваивая себе все деньги. Поэтому Иван IV просто открестился от бывшего раньше в милости пирата.
Некоторое время Роде содержался в датском замке Гааль. Как только русский царь перестал интересоваться судьбой своего лучшего пирата, Роде был казнён.
published on
Запись
Комментарии (0)