Перед основной статьей о погребении воина-грифона, вернемся на три месяца назад. Седьмого ноября 2017 года я опубликовал вот этот пост:
«До недавнего времени эта находка лежала среди сотен других и ждала своей очереди.
Размер геммы — три с половиной сантиметра в длину.
Воин в прыжке, сминая ударом щит, поражает противника мечом в шею. Еще один враг уже лежит поверженный на земле.
«Что же здесь невероятного,»- спросит, зевнув, меня читатель. — «Воины с фэнтазийным доспехами и вооружением? Вполне такой вычурный романтический стиль конца-середины XIX века.»
В том то и дело, что нет! Гемме три с половиной тысячи лет — эпоха за два-три века до Троянской войны.
Ее нашли в могиле микенского (?) знатного воина в Пилосе (Греция). Мало того, это не гемма — а скорее всего печать на кольце (перстне). С помощью ее можно оставлять отпечатки в воске или сырой глине.
Размер всего три с половиной сантиметра говорит о невероятно высоком мастерстве мастера, а уж художественную ценность резного камня представить крайне сложно.
Дело в том, что никогда доселе не были найдены артефакты столь древние с таким великолепным изображением человеческого тела, его мускулатуры.
До подобных изображений древней Греции — еще почти тысяча лет.
Сама могила «Воина-грифона» уникальна по своей сохранности и богатству, хотя и не является царской. Но даже огромное количество золотых предметов тускнеет перед этим крошечным камнем — великолепным творением безвестного художника.
Вам, наверно, сложно понять, но это революция в истории искусства — в нашем представлении об искусстве минойцев и всего Бронзового века.
Почему речь идет минойской (культуре древнего Крита) культуре? Ведь речь шла о могиле микенского воина — уроженца Греции. Да, воин-ахеец, но стиль геммы и многих других предметов высокого искусства явно минойский и в этом загадка захоронения «воина-грифона».[/i]
Фотография могилы воина в оливковой роще в Пилосе (Греция).
Древнее поселение Пилоса давно и достаточно тщательно обследовано еще в XIX веке. Были найдены царские купольные гробницы и так называемый дворец Нестора (царя Пилоса, героя гомеровской Илиады). Все купольные гробницы были ограблены еще в глубокой древности.
Купольная гробница в Пилосе
И когда археологи наткнулись на угол каменной кладки недалеко от знаменитого дворца, то вначале посчитали, что это часть какого-то сооружения, не исключено, что средневекового. Но вскоре по размерам кладки и тому, что она уходила вглубь, стало ясно, это — древнее погребение.
Археологи за работой
В какой-то момент на дне ямы сверкнул металл — бронза! Стало ясно, что могила,вполне возможно, нетронута.
Самые смелые ожидания оказались вознаграждены.
Расположение погребения (warrior’s grave), купольная гробница (tolos tomb) и дворец Нестора (palace of Nestor)
Погребение шириной метр двадцать, длиной два метра пятьдесят сантиметров было неглубоким — чуть меньше полутора метров. Воин покоился в истлевшем деревянном гробу, а его посмертное снаряжение было поистине по царски богатым!
Так, например, в могиле не было ни одного глиняного сосуда — лишь металл: бронза, серебро и золото. Почему же решили, что погребение принадлежит воину? Это был молодой крепкий мужчина лет 30-35, причину смерти по костям определить не удалось.
второй вариант прорисовки погребения
У левого плеча лежал длинный бронзовый меч минойского типа с украшенной золотом ручкой из слоновой кости, рядом бронзовый кинжал.
Еще один боевой кинжал-меч лежал у ног. На лезвии меча лежали обработанные клыки кабана. Это остатки шлема.
Реконструкция минойско-микенского шлема (другого). Музей г.Ираклион (Крит, Греция)
Подобный шлем носил и сам Одиссей. Вот его описание у Гомера:
Отдал и щит; на главу же героя из кожи воловой
Шлем он надел, но без гребня, без блях,
Коим чело у себя покрывает цветущая младость.
Вождь Мерион предложил Одиссею и лук и колчан свой,
Отдал и меч; на главу же надел Лаэртида героя
Шлем из кожи; внутри перепутанный часто ремнями,
Крепко натянут он был, а снаружи по шлему торчали
Белые вепря клыки, и сюда и туда воздымаясь
В стройных, красивых рядах; в середине же фетром подбит он.
Шлем сей — древле из стен Элеона похитил Автолик.
Золотая цепь с украшениями из полудрагоценных камней и золотыми чеканными медальонами, длина 76 см.
Она же очищенная
Наш воин не чужд был и заботе о своей красоте: на бедрах у него лежало бронзовое зеркало с ручкой из слоновой кости, а рядом с мечом изумительный красоты гребень.
гребень
Сдается мне, что наш воин был отнюдь не лыс, таким гребнем вполне можно расчесать и гриву коня.
Справа от головы воины — россыпь сотен просверленных бусинок (больше тысячи) из золота и полудрагоценных камней (агата, сердолика,аметиста и яшмы), часть их располагалась непосредственно на скелете, что позволяет предположить, что эти бусинки украшали ткань, покрывавшую умершего.
Рукоять меча, украшенная золотом. сверху— рядом серебряная чаша
Почему же все-таки погребение названо погребением «воина-грифона»?
Пластина из слоновой кости с изображением грифона с поднятыми крыльями лежала между ног воина. Так же грифон был изображен на одном из резных камней (всего их найдено более 50). К сожалению, ни фото, ни даже прорисовку данных предметов в свободном доступе не нашел.
Возможно нечто похожее — минойский грифон. Примерно 1450 г. до н.э. Находка в Пилосе
Зато у нас с вами есть резная гемма с изображением быков из погребения.
Навершие ритуального посоха, находился рядом с мечом.
Но самое интересное — это 4 золотых кольца -печатки!
Первое кольцо показывает игру с быком, прыгающих через него «гимнастов» — общий мотив в минойской культуре.
оно же ближе
Другое, второе невероятно огромное золотое кольцо показывает пять тщательно одетых женских фигур поклоняющихся святыне.
Это одно из самых больших древних античных колец во всем мире.
Третье кольцо показывает женскую фигуру (богиню?), держащую посох, с двумя птицами по бокам. Обратите внимание, посох с рогами — как и у нашего воина.
Четвертое кольцо показывает женщину, преподносящую рог быка богине (?). Богиня держит зеркало и сидит на высоком троне, у нее за спиной на спинке трона — большая птица.
Возможно, эти четыре кольца-печати символизировали власть.
Кто же этот воин — военный вождь ахейской дружины? Не исключено, ведь 1500 год до н.э. -время завоевания минойского Крита ахейцами. Но в этом случае сложно объяснить его страсть к вещам минойской культуры, причем многие из них имеют явно сакральное значение (например, посох) и не представляют особой ценности с точки зрения добычи.
Одно из вероятных объяснений — это знатный минойский князь (принц), предавший родину и перешедший на службу ахейцам. В этом случае объяснимо, что его похоронили недалеко от царских гробниц завоевателей-ахейцев, но все же не в непосредственной близости. Впрочем, именно это и спасло могилу от разграбления.
Сегодня, спустя три с половиной тысячелетия мы вновь можем взглянуть в его лицо.
Реконструированный по черепу облик воина-грифона. Квадратная челюсть, мощная шея. Наш парень явно не голодал
С вами был сегодня, ЛысыйКамрад.
P.S.
Исследования предметов из погребения продолжаются, и кто знает какие еще открытия нас с вами ждут.
Кто-то задаст вопрос, почему такая сенсационная находка оказалось не столь известна?
Дело в том, что история открытия погребения воина грифона, оказалось в тени еще более знаменитой грандиозной Амфипольской гробницы раскопки, которой проводились в то же время. одно время в масс-медиа даже было заявлено, что это могила самого Александра Великого. Сейчас ясно, что хотя могила относиться к той эпохе, но скорей всего принадлежит одному из полководцев Александра, и, возможно, там похоронена и мать Александра Македонского — Олимпиада.
Источник
published on
Запись
Комментарии (0)