Познаваемый мир человеком огромен и безумно интересен. В нём есть место и для важного, и для умного, и для интересного и просто дикого, безумного и бессмысленное. Давайте познаем его вместе.

Многозадачность и наш самый большой страх

Стремление к многозадачности коренится в страхе смерти. Это может показаться преувеличением, но если вы уделите немного времени, чтобы изучить данную тему, вы обнаружите, что это правда.

Давайте начнём с самого начала.

Мы все рождаемся, чтобы существовать, и почти сразу же мы используем наши чувства, чтобы взаимодействовать с миром. У нас есть осязание, обоняние и зрение. Органы чувств – это аппаратное обеспечение, которое отправляет информацию в мозг: наше программное обеспечение. Однако операционная система (ОС) ещё некоторое время будет находиться в бета-режиме. Нужно разработаны и подключить нейроны и синапсы до того, как ОС будет готова к прайм-тайму, но даже после того, как она выйдет в сеть, она будет постоянно нуждаться в обновлениях, прежде чем лобная кора полностью разовьётся примерно в возрасте 25 лет.

Но где-то на этом пути разум освобождается от аппаратного обеспечения, на которое он полагался, и происходит нечто удивительное. Он развивает способность мыслить и может делать это без вводных данных, поступающих от органов чувств. Другими словами, мысль может сформироваться сама по себе. Например, я могу размышлять о будущем, фактически не находясь в нём. Или я могу в подробностях вспоминать прошлое, которое было пережито давным-давно. Именно по этой причине психолог Эндел Талвинг сказал, что «воспоминания – это мысленное путешествие во времени».

 

Таким образом, мы знакомимся с миром абстракций. Мир, в котором мы можем узнать что-то задолго до того, как испытаем это. Это место, где мы можем учиться и впитывать знания, не открывая всё самостоятельно.

И, пожалуй, самая важная абстракция, которую мы усваиваем, заключается в том, что однажды мы все умрём.

Человек, который пребывает в комфорте своего дома, обременён этим знанием. Человек, который отправляется в зону боевых действий, чтобы сражаться за свою страну, становится свободным. Тем не менее, они оба знают, что однажды эта абстракция станет реальностью.

Это осознание конечности жизни ещё более осложняется неопределённостью даты смерти. Римляне изображали эту экзистенциальную дилемму как Дамоклов меч. Смерть представляет собой меч, который навис над каждым из нас. Мы полностью осознаём его присутствие, но не знаем, когда он упадёт. Следовательно, нам стоит благодарить небеса за каждый день, который мы проживаем, поскольку завтра может быть не таким добрым. (По правде говоря, это был хитрый способ запугать людей, чтобы они были благодарны.)

 

В конечном счёте, осознание нашей смертности ведёт к двум вещам:

1) мы впадаем в рефлексию;

2) это побуждает нас извлекать максимум из того драгоценного времени, что нам даровали.

№1 – причина, по которой люди, одержимые карьерой или стремлением к богатству, получают хорошую пощёчину всякий раз, когда смерть бродит рядом. Будь то в форме личного диагноза или смерти любимого человека, они вынуждены столкнуться с суровой реальностью жизни, которая заключается в следующем: вы не можете игнорировать свою конечность, прокладывая свой путь. Вы должны сделать паузу и подумать о том, что вы делаете, и стоит ли это усилий и времени. Только тогда вы сможете вкусить истинные плоды существования.

Любопытно, что №2 часто расходится с №1. Мы живём в мире, где максимальное использование времени связано с продуктивностью, а чувство собственной ценности – с тем, что вы производите. Таким образом, фраза «Используйте время с умом» часто означает «Будьте полезными».

Время в каком-то смысле является ещё одной абстракцией. Или, точнее, наше измерение времени – это абстракция. Концепция секунды, минуты или часа – это человеческое изобретение, продукт мысли, предполагающей, что использование силы времени оптимизирует нашу конечную жизнь.

Вот что следует учесть: если бы мы не осознавали собственную смертность, было бы у нас желание измерять время? Если бы жизнь считалась вечным путешествием, пришла бы нам в голову идея делить это путешествие на этапы?

 

Конечно, никто не знает наверняка, но я думаю, что мы бы не стали этого делать. То, как мы используем время, почти всегда ориентировано на будущее, о чём свидетельствует тот факт, что наши календари полезны, только если мы чего-то ждём с нетерпением. (Заметным исключением из этого правила является хроника, но, опять же, чувствовали бы мы необходимость записывать историю, если бы думали, что мы бессмертны?) Разделение времени обусловлено нашим желанием контролировать его, что связано с осознанием того, что его запас ограничен. Именно ограниченность делает время столь ценным ресурсом, а люди склонны измерять всё, что считают ценным.

Однако весьма любопытен тот факт, что мы осознали, что дело даже не во времени.

Несмотря на то, что у каждого из нас есть 24 часа в сутки, мы поняли, что именно то, что мы делаем с этим временем, приводит к кардинальным различиям в результатах. Человек А и Человек Б проживают одинаковое количество времени в течение дня, но Человек А может быть намного здоровее, намного богаче и намного счастливее к концу этого дня, чем Человек Б.

Осознав это, мы поняли, как взломать время. И это можно выразить одним предложением:

Контролируйте внимание вместо того, чтобы контролировать время.

 

Сейчас это кажется нам очевидным, но наше понимание силы внимания было довольно глубоким.

Время следует законам, над которыми мы не властны. Час будет длиться 60 минут, и этого не изменить. Внимание, с другой стороны, может расширяться и сужаться по желанию. Мы можем выбирать, как его использовать, и это наделяет нас богоподобной способностью менять восприятие времени. Час может показаться одной минутой или целым днём. Всё зависит от того, как мы его используем.

Распределяя внимание с помощью инновационных способов, мы научились извлекать невероятную ценность из заданных блоков времени. Мы использовали концентрацию как инструмент для ускорения технологического прогресса. Мы использовали фокус как механизм для создания институтов и систем. Это осознание внимания как отдельной от времени сущности и отличает Homo sapiens от любого другого вида на Земле. Проще говоря, именно это позволило людям стать завоевателями планеты.

Но, к сожалению, ещё одной определяющей характеристикой Homo sapiens является то, что нам всегда мало.

Мы начали думать: «Если внимание можно растянуть, возможно, его также можно фрагментировать? Вместо того чтобы вкладывать его во что-то одно, мы можем сегментировать его и охватить сразу несколько вещей. Таким образом, у нас получится выжать максимум из времени, что мы имеем».

Конечно же, речь идёт о многозадачности. Это убеждённость в том, что внимание можно «распылить» без соответствующей потери качества. Точно так же, как время можно разделить на часы и минуты, внимание тоже можно разбить на более мелкие единицы, чтобы использовать их для достижения максимальной эффективности.

Что ж, многие современные исследования показывают, что многозадачность на самом деле не работает. На самом деле ещё в 1950-х годах психолог Дональд Бродбент предположил, что человеческий разум функционирует как Y-образная трубка, когда дело доходит до обработки информации. Бродбент полагал, что если разум воспринимает два потока информации, то только один из них будет пропущен через фильтр кратковременной памяти для реальной обработки. Всё остальное будет немедленно забыто.

Но более важный момент, который следует рассмотреть, заключается в том, почему мы, в первую очередь, стремимся к многозадачности. На первый взгляд это может показаться решением проблемы занятости. Поскольку у нас огромное количество дел каждый день, решение сразу нескольких задач кажется логичным подходом.

Тем не менее, когда мы углубляемся дальше, мы видим, что фактическая проблема проистекает из желания контролировать время. Как это можно сделать? Наиболее целесообразный подход вращается вокруг внимания, поэтому мы пытаемся взять этот ресурс и сегментировать его, чтобы получить как можно лучшие результаты. Но одна из величайших ироний жизни состоит в том, что внимание работает лучше всего, когда оно нераздельно. Его ценность – не в том, сколько широко вещей вы можете охватить за раз, а в том, насколько узко оно способно определить объект, на котором нужно сфокусироваться.

В каком-то смысле мы подобны Сизифу, который катит валун обязанностей вверх по горе времени, поскольку верим, что сможем преодолеть всё, как только достигнем воображаемой вершины. Мы пробуем хитрые манёвры, чтобы валун катился определённым образом, экспериментируем со скоростью, чтобы быстрее добраться до вершины, и так далее. Но, в конце концов, валун катится вниз, служа постоянным напоминанием о том, что не нужно бороться со временем, лучше стать его компаньоном.

Всякий раз, когда мы сосредотачиваемся на чём-то одном за раз, мы сотрудничаем со временем, проявляя уважение к его конечности. Но всякий раз, когда мы сегментируем своё внимание, мы ведём бесплодную войну со временем, надеясь извлечь из него как можно больше пользы.

Многозадачность проистекает из желания преодолеть конечность времени. Именно поэтому она коренится в осознании смертности, нашем самом большом страхе в жизни.

-  Источник


Источник: Многозадачность и наш самый большой страх
Автор:
Теги: большой многозадачность самый страх абстракция

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства