Познаваемый мир человеком огромен и безумно интересен. В нём есть место и для важного, и для умного, и для интересного и просто дикого, безумного и бессмысленное. Давайте познаем его вместе.

Маяковский — первый пиар-менеджер новой России

В 1921 году большевики берут курс на НЭП. Появляются тресты, синдикаты и другие виды кооперации, и государству срочно нужен рупор, чтобы продавать всё, что выпускалось на фабриках и заводах. Продавать так, чтобы «частник» не смог увести покупателя.

На сцене появляется «реклам-конструктор Маяковский — Родченко» — тандем, во многом определивший лицо советской рекламы на десятилетия и создавший последний в истории пиар-искусства «большой стиль», стиль, придуманный русскими и признанный мировой общественностью.

Новости и факты разворачивает личность известного поэта в ключе первого «рекламщика» новой России.

Думайте о рекламе

Владимир Маяковский обладал удивительной особенностью — тонко чувствовать время, свою эпоху, определять потребности современного человека. «При НЭПе, — писал Маяковский в журнале „Товарищ Терентий“, — надо пользоваться для популяризации всеми оружиями, пользуемыми врагами, в том числе и рекламой. Ни одно, даже верное дело не движется без рекламы. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи. Надо звать, надо рекламировать, чтоб калеки немедленно исцелялись и бежали покупать, торговать, смотреть!.. Думайте о рекламе!»

И Маяковский не только думал, но и действовал. Один из первых его рекламных слоганов появляется в «Красной ниве»:

Глаза разбегаются! С чего начать!
Во-первых, в «Мосполиграфе» вся печать…

Во-первых, это резко отличалось по стилю от того, к чему привыкла общественность. Несколько типичных примеров из объявлений в «Известиях» того времени: «Московское коммунальное хозяйство извещает…», «Правление треста „Обновленное волокно“ объявляет…», «Уполномоченный доводит до сведения…», «Правление „Боркомбинат“ извещает». Сплошные канцеляризмы, в которых нет ни жизни, ни призыва к действию — только скука и тоска смертная. Во-вторых, у стихотворений Маяковского был свой, неповторимый стиль — чеканная и рубленая ритмика, которую он перенёс и в рекламный подход.
«Надо вспомнить те годы. Это было время НЭПа, частной торговли. Не всегда потребитель легко находил дорогу к прилавку государственного магазина, случалось и так, что шустрый лавочник ловил его на полдороге бойко составленной вывеской, зазывным объявлением. А государственные учреждения мало делали для того, чтобы информировать население об ассортименте, популяризировать новинки торговли и прочее», — вспоминал Родченко, талантливый художник, фотограф, автор незабываемой графики советского плаката, работавший в тандеме с поэтом.

«Нигде кроме как в Моссельпроме»

Маяковский решил бить «частника» его же оружием — срифмованными речёвками зазывательного характера. «К работе над советской рекламой Володя относился очень серьёзно, и поэтому был постоянным посетителем различных ярмарок и толкучек, где прилежно записывал уличные «крики». В его стихотворных рекламах периодически звучит голос уличного торговца и «зазывалы»:

„Ну и публика!
Пожалела рублика…“

„Пролетарка, пролетарий,
заходите в планетарий!“», — пишет в своих мемуарах Родченко.
О серьёзности также можно судить и по этой цитате Маяковского из его автобиографии: «Поэтическое приложение: агитка и агитка хозяйственная — реклама. Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю, „нигде кроме как в
Моссельпроме“ поэзией самой высокой квалификации».

Лев Кассиль, классик советского романа, говорил, что запомнил Москву того времени благодаря ярким вывескам и плакатам, которые были повсюду. Кроме бумажного и полиграфического, был ещё и аудиоформат. Рифмованные строки передавали по городским громкоговорителям: «Комфорт — и не тратя больших сумм. Запомни следующую строчку: лучшие ковры продаёт ГУМ — доступно любому, дёшево и в рассрочку». Эти чеканные фразы точно не могли никого оставить равнодушным, по крайней мере, это точно привлекало внимание.

«Вся Москва украсилась нашей продукцией. Вывески Моссельпрома. Все киоски наши. Вывески Госиздата. Черное, красное, золотое. Резинотрест, ГУМ, „Огонек“, Чаеуправление. Было сделано до 50 плакатов, до сотни вывесок, оберток, световых реклам, рекламных столбов, иллюстраций в газетах и журналах», — читаем у Родченко.

Политический курс

При всей своей простоте рекламная поэтика Маяковского всегда несла политический и идеологический подтексты, потому что страна начинала новую жизнь и ей нужен был новый человек, ковать которого должны были все, в том числе и реклама: «Маяковским совместно с Родченко по заказу Моссельпрома выполняются новые конфетные обёртки, рисунки и агитстроки. Намечены серии „Вожди революции“, „Индустрия“, „Красная Москва“. Сорта конфет, преимущественно потребляемые деревней. Агитационное значение этого начинания заключается не только в двустишиях, но и в вытеснении прежних „конфетных“ названий и рисунков такими, в которых чётко обозначается революционно-индустриальная тенденция Советской республики. Ибо вкус массы формируется не только, скажем, Пушкиным, но и каждым рисунком обоев…» — писали в номере «Правды» от 30 марта 1924 года.

Даже на обёртках конфет и печенья можно было читать Маяковского, где поэт своими стихотворениями укреплял имидж советской власти и работал над решением задач в рамках заданного политического курса. Например, Россия переходила на метрическую систему мер. Образовывать народ было решено в том числе и при помощи уже зарекомендовавшего себя способа: на обёртках серии конфет «Новый вес» появляются четверостишия:

«Если ты не грамотен
Вешай всё на граммы,
Фунт и четверть — старый хлам,
Гиря есть — пять сотен грамм».

published on novostiifakty.ru according to the materials factroom.ru

Запись Маяковский — первый пиар-менеджер новой России взята с сайта Новости и факты.


Источник: Маяковский — первый пиар-менеджер новой России
Автор:
Теги: разное пиар Россия быль вес вкус

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Когда скандал на пользу: 5 звездных промахов, превращенных в пиар
Когда скандал на пользу: 5 звездных промахов, превращенных в пиар
1
Человек познаёт мир 01:30 03 фев 2024
5 составляющих «новой этики», которые нам ну очень сложно принять
5 составляющих «новой этики», которые нам ну очень сложно принять
11
Человек познаёт мир 13:15 13 авг 2024
Почему и зачем в Новой Зеландии запрещают держать дома котов
Почему и зачем в Новой Зеландии запрещают держать дома котов
18
Человек познаёт мир 17:30 29 дек 2023
Владимир Маяковский
Владимир Маяковский
0
Цитаты великих людей 13:00 27 янв 2016
Первый манифест футуризма
Первый манифест футуризма
0
Интересный мир 23:45 21 фев 2017
Артисты назвали претендентку на роль новой примадонны российской эстрады
Артисты назвали претендентку на роль новой примадонны российской эстрады
20
Артобоз 20:07 16 апр 2023
SMM-менеджер: о чём спрашивают на собеседовании
SMM-менеджер: о чём спрашивают на собеседовании
0
Женский сайт 00:25 18 мар 2016
Почему Есенин и Маяковский терпеть не могли друг друга
Почему Есенин и Маяковский терпеть не могли друг друга
1
Настоящая история 10:02 18 июн 2018
Юрий Лоза: Киркорову нужен пиар, как никому
Юрий Лоза: Киркорову нужен пиар, как никому
0
Интересности 15:24 02 дек 2016
Почему в автомобиле постоянно запотевают стекла и как можно решить эту проблему
Почему в автомобиле постоянно запотевают стекла и как можно решить эту проблему
0
Человек познаёт мир 23:00 10 ноя 2024
В России открылся первый чайный бутик Newby London
В России открылся первый чайный бутик Newby London
0
Розничная торговля 12:25 15 апр 2016
Первый бесшипый сорт ремонтантной ежевики – уже в России!
Первый бесшипый сорт ремонтантной ежевики – уже в России!
0
Сад огород дача и все самое интересное 04:30 17 дек 2016

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства