Из 53 туристов, которые отправились в через горы к морю, выжил 21 человек. Никакой мистики, лишь человеческая глупость, трусость и жестокость. В гибели туристов не виноваты ни военные, ни инопланетяне. Людей погубили люди.
Маршрут № 30, который проходил через гору Фишт, был запланирован как развлекательное мероприятие. Но к концу «весёлого» путешествия выжила только половина группы. Кто на самом деле виноват в трагедии?
Плановый туризм в СССР
Маршрут № 30 — один из 55 туристических маршрутов, которые разработали в рамках планового туризма. Поход начинается в плато Лаго-Наки, основная часть маршрута пролегает по снежникам Фишта. Климат в горах суровый: даже летом на хребтах лежат глубокие сугробы.
В СССР от обычного такой туризм отличался составом участников. Как правило, через горы к морю идут подготовленные люди. При плановом советском туризме сложные подъёмы и тропинки стали доступны всем.
Нет, людей не бросали на произвол судьбы. Туристов доставляли на автобусах до точки сбора — большого лагеря. Несколько дней с путешественниками работали инструкторы. Туристам рассказывали о том, чего нельзя делать в горах. Показывали, как пользоваться ножами и верёвками. Трагедия на маршруте № 30 продемонстрировала, что плановые туристы слушали наставников невнимательно.
Трагедия тридцатого маршрута: предвестники бури
В последний день стоянки в лагере люди легли поздно. В результате утренний выход задержался на несколько часов. На тропинке туристов встретил дождь. Чем выше поднимались, тем больше холодало. С неба посыпалась снежная крупа. Молодые инструкторы — студенты университетов — не обратили внимания на непогоду.
Цель первого перехода — добраться до приюта «Фишт». Несмотря на то, что группа вышла девятого сентября, на склонах уже лежал снег. Туристам запрещалось отходить от группы. Зазеваешься, сделаешь неверный шаг — уйдёшь по пояс в сугроб.
По дороге к приюту «Фишт»
Дождь и мелкий снег вдруг сменились метелью. Видимость снизилась до трёх метров. Стало ясно, что группа попала в бурю, предвестников которой инструкторы не заметили. Перед туристами встал вопрос о дальнейших действиях. Было два варианта: вернуться назад или пробираться к «Фишту». Несколько ребят — неформальных лидеров — придумали альтернативу. Они предложили спуститься по склону в лес и там укрыться от непогоды.
Неуверенность инструкторов окончательно подорвала их авторитет в глазах новичков. Туристы повернули к спуску. И тут начался настоящий кошмар: люди увязали в снегу, спотыкались, кричали, просили о помощи. Парням, которые инициировали спуск, удалось добраться до поляны и развести костёр. Крики товарищей о помощи они игнорировали. Мужчины вскрыли консервы и прижались у костра поближе друг к другу.
Гибель туристов в 1975 году
Молодой инструктор Ольга Ковалёва смогла собрать людей, которые не рискнули спускаться в лес. Их она отвела в пастуший балаган — относительно безопасное место. Другой инструктор — Александр Сафронов — перехватывал туристов на склоне. Свою группу он также привёл на безопасную поляну.
Сафронов велел людям развести костёр и следить за огнём. Мужчин, у которых ещё оставались силы, он попросил помочь ему в поисках потерявшихся. Однако за инструктором никто не пошёл. Люди не захотели покинуть тёплого убежища.
Когда Сафронов пришёл обратно с несколькими обессилившими девушками, огонь уже потух. Замёрзшие туристы за дровами идти отказались. Инструктору в буквальном смысле пришлось силой заставить туристов сдвинуться с места.
Жертвы трагедии 1975 года
Люди, которых бросили на склоне в снегу, были приговорены к мучительной смерти. Женщина по имени Дина, звавшая на помощь тех самых неформальных лидеров, смогла продержаться ночь.
Два других туриста — Светлана и Михаил — также не дождались помощи. Девушка без тёплой одежды и еды смогла соорудить небольшой шалаш из веток и выкопать в снегу тоннель. Не замёрзла, потому что всё время шла. Через три дня её обнаружил спасательный вертолёт. Её напарник решил найти рюкзак с тёплыми вещами, но заблудился. Впоследствии он оступился и упал в глубокую пропасть.
Спасательная операция
Сафронов неоднократно просил туристов, отогревшихся возле костра, помочь товарищам. Никто не хотел покидать тёплого укрытия. За ночь, которую инструктор провёл в поисках пострадавших, Сафронов получил обморожение. Его коллега Ковалёва временно потеряла зрение из-за повреждения роговицы снежной крупой.
published on
Комментарии (0)