Многим известна история о чернобыльской ядерной катастрофе, но мало кто слышал об аварии на кыштымском заводе. Хотя взрыв и был химическим, но по последствиям он сравним с ядерной катастрофой.
Новости и факты рассказывает читателю об аварии на химкомбинате «Маяк», которая случилась за 30 лет до Чернобыля и о которой долгое время умалчивалось.
Химкомбинат в Озёрске
Химкомбинат «Маяк»
Прежде чем в СССР стали использовать атомную энергию для получения электроэнергии, её применяли для создания ядерного оружия. Завод «Маяк» в засекреченном городе Челябинск-40 (сейчас носит название Озёрск) Челябинской области создали для утилизации опасных радиоактивных отходов. Вначале их сливали в ближайшую реку, но после того, как множество жителей близлежащих посёлков стали страдать от различных болезней, было принято решение сбрасывать отходы в специальные резервуары и хранить их там.
Поскольку в то время не проводилось масштабных исследований о влиянии радиации на различные приборы, на заводе «Маяк» использовали измерительные приборы, применявшиеся ранее на обычных химзаводах. Они не были должным образом защищены от излучения и со временем стали выходить из строя, что не было вовремя замечено.
Причина аварии на «Маяке»
По одной из версий, на заводе сломалась система, применявшаяся для охлаждения бетонного резервуара с ядерными отходами. Но причина кроется гораздо глубже. Отказ охладительной системы был вызван коррозией её составляющих. Взрыв же случился из-за того, что в резервуар, где был раствор нитрата плутония, попал оксалат плутония. Из-за этого выделилось такое количество энергии, что крышка цилиндра весом в 160 тонн, просто разлетелась на части, а в воздух вырвалось облако высокоактивных ядерных отходов.
Что произошло на «Маяке»
Взрыв на «Маяке» случился в середине дня 29 сентября 1957 года. Отказ охладительной системы привёл к тому, что ёмкость с радиоактивными отходами перегрелась и взорвалась. В ту же минуту в воздух вырвалось примерно 20 миллионов кюри радиоактивных веществ. Бушующий в тот день ветер разнёс это ядовитое облако на 300 километров от Озёрска в направлении северо-востока, затронув 217 городов и деревень в трёх ближайших областях. Формулировка «Кыштымская авария» появилась из-за того, что Челябинск-40 был закрытым городом, не обозначенным на карте, поэтому о его существовании умолчали и дали название, ориентируясь на ближайший населённый пункт — Кыштым.
Спустя пять часов радиоактивное облако заметили люди. Но в тот момент оно было принято за северное сияние. В действительности же эти находящиеся в воздухе радиоактивные отходы переливались розовым и светло-голубым цветом из-за распада плутония и продуктов его деления.
Второго октября была созвана комиссия, занявшаяся изучением произошедшего. И лишь шестого октября, через семь дней после случившегося, было принято решение эвакуировать людей с территории, получившей радиоактивное загрязнение. За несколько следующих дней были эвакуированы жители трёх близлежащих посёлков, а позднее и жители других населённых пунктов, всего около 12 000 человек.
Ликвидация последствий аварии
Для ликвидации ущерба на «Маяке» были призваны несколько сотен тысяч военных и гражданских лиц. Специальной комиссией было принято решение о сносе 23 ближайших деревень, чем и занялись ликвидаторы. Были снесены все дома и другие строения в деревнях, забит и похоронен весь скот. Также ликвидатором пришлось перекопать несколько сотен гектаров земли и уничтожить всё оставшееся имущество, чтобы люди не могли за ним вернуться.
В первые десять дней среди ликвидаторов на самом «Маяке» и в его окрестностях случилось более сотни летальных исходов от повышенной дозы радиации. В общей сложности при устранении последствий аварии от лучевой и других болезней пострадали 250 000 человек.
Замалчивание трагедии
Сразу же после случившегося на «Маяке» ни в газетах, ни в радио- и телеэфире не было никаких новостей. Лишь спустя семь дней в местной газете появилась небольшая заметка о «северном сиянии» на Урале, которое на самом деле было радиоактивным облаком. Но полностью утаить от общественности аварию не удалось.
В апреле 1958 года в одной копенгагенской газете появилась статья об якобы аварии во время каких-то ядерных испытаний, но никаких уточнений не давалось. А через целых 20 лет учёный Жорес Медведев опубликовал в журнале свою статью о кыштымской аварии. Позже он издал собственную книгу, в которой приводил факты о случившемся.
В самом СССР факт взрыва был подтверждён только в июле 1989 года. Несколько месяцев спустя все данные о причине и уже случившихся на тот момент последствиях были рассказаны на симпозиуме МАГАТЭ. Вскоре после этого режиссёр и биолог Елена Саканян сняла фильм о генетике Николае Тимофееве-Ресовском, где упоминалась кыштымская авария.
Влияние аварии 1957 года на экологию в наши дни
В наше время на территории, где случилась страшная авария, всё ещё сохраняется повышенный радиоактивный фон. Вся территория Восточно-Уральского заповедника закрыта для посещения, но там работают учёные, занимающиеся исследованием влияния радиации на флору и фауну.
Сам же химический завод «Маяк» и его дочерние предприятия, расположенные рядом, продолжают свою работу, несмотря на то, что с момента аварии 1957 года на них случилось более 30 инцидентов с выбросом в атмосферу радиоактивных отходов.
published on
Запись
Комментарии (30)