Познаваемый мир человеком огромен и безумно интересен. В нём есть место и для важного, и для умного, и для интересного и просто дикого, безумного и бессмысленное. Давайте познаем его вместе.

Каждому по потребностям: какие автомобили были доступны представителям советской номенклатуры

 

Советский Союз старался обеспечивать себя всем необходимым и быть полностью самодостаточным государством. Премиальные автомобили для чиновников не были исключением. Советская промышленность, в частности автопром, прошли большой путь развития от выпуска лицензионных копий заморских иномарок и покупки немецких авто, до создания своих собственных моделей, в том числе и для высшего руководства страны.

С чего все начиналось

Лицензионная копия. |Фото: avto.goodfon.ru.
 

Первое поколение советских автомобилей для номенклатуры по большей части состояло из реквизированной в ходе революции собственности у представителей буржуазии и дворянства. Однако из-за бездорожья и отсутствия запчастей данный автопарк очень быстро пришел в полную негодность. Первым единым служебным авто стал только ГАЗ-А – лицензионная копия американского автомобиля Ford-A, который выпускался с 1932 года в Горьком. Кстати, именно этот автомобиль заложил основу для будущего советского автомобилестроения.

Первый полностью советский. |Фото: regnum.ru.
 

Постепенно ГАЗ-А стал главной служебной машиной номенклатуры, Красной армии, МВД, НКВД, а также работал в качестве такси. В последствии машину заменили более совершенной моделью – ГАЗ-М1. Впрочем, высшее руководство страны на скромных М-ках почти не ездило, предпочитая закупать для своих нужд лимузины Lincoln, Cadillac, Buick и Packard. Первым действительно советским чиновничьим автомобилем (в том числе и для высших кругов) стал ЗИС-101. В период с 1936 по 1945 год он был выпущен тиражом в 8.4 тысячи штук.

Интересный факт: после окончания Второй мировой войны в стране вновь возник дефицит машин для чиновников. Частично он был удовлетворен за счет трофейных немецких авто.

Рывок к тотальной автомобилизации

Роскошный ГАЗ-12 ЗИМ. ¦Фото: carsweek.ru.
 

В 1946 году стало понятно, что темпы автомобилизации чиновников следует наращивать. Именно тогда появился главный советский автомобиль. Для простых людей создавались «Москвичи». Представители уловного среднего класса могли позволить себе «Победы», а вот для чиновников высших рангов предназначались «Чайки». Именно в это время появляются первые отечественные бронированные автомобили для чиновников, а также полноприводные модели лимузинов. Наконец, появляется и знаменитый парадный фаэтон! Интересно, что автомобили ЗИМ и ЗИС в послевоенные годы также использовались в качестве карет скорой помощи и даже обычных такси.


Интересный факт: в послевоенное десятилетие было единственным временем, когда советским гражданам могли продать официально в том числе и автомобили высшего класса. Правда, ЗИМ стоил порядка 40 тысяч рублей. Для сравнения, «Победа» стоила 16 тысяч рублей, а ранний «Москвич» только 9 тысяч. Первый премиальный автомобиль, который не стали отпускать в частные руки - «Чайка», вышедшая на дороги в 1959 году.

Предмет статуса

Тринадцатая модель. |Фото: yandex.com.tr.
 

Еще в сталинские времена автомобиль среди партийной номенклатуры был приравнен к денежной награде. Машины полагались в качестве поощрения в том числе за 25 лет безупречной службы полным корабельным старшинам, а также офицерам. Машины вручали вместе с орденами. Автомобили вроде «Чайки» всегда относились к «Большому классу» и позиционировались с буквы закона в том числе, как «мотивирующий элемент» для советских чиновников.

Для себя и для гостей. |Фото: yandex.com.
 

Однако, далеко не все представители советской верхушки стремились пересесть на более крутые машины. Бывали и обратные примеры. Ярчайшим из таковых является первый секретарь ЦК компартии Белорусской ССР Петр Машеров, который предпочел устаревшую ГАЗ-13 «Чайку», даже когда получил право использовать более современный автомобиль.

Интересный факт: Петр Машеров погиб 4 октября 1980 года в автомобильной катастрофе за 2 недели до пленума ЦК КПСС. Ожидалось, что там он будет назначен на должность председателя Совета министров СССР. Неожиданная гибель видного чиновника с высоким авторитетом, как среди коллег, так и среди простых граждан породила множество слухов о политическом убийстве. Кроме того, после гибели Машерова с производства были сняты старые модели ГАЗ-13.

Конец всего

ГАЗ-14 ¦Фото: yandex.com.
 

В перестройку советский автопром (в том числе советский премиальный автопром) вошел с новым планом. Разрабатывались и создавались новые, перспективные модели. Конструкторы давали властям все больше новых проектов для чиновников. В последние годы существования СССР было представлено сразу две «Волги», новый седан ГАЗ, ЗИЛ и новая «Чайка». ЗИЛ не понравилась лично Михаилу Горбачеву и проект сразу же закрыли. «Чайка» также стала жертвой могильщика Союза. В те годы в номенклатуре шла «борьба с привилегиями». По распоряжению генсека проект «Чайки» был свернут, а все чертежи и техническая оснастка для производства авто – уничтожены. В итоге история отечественных премиальных автомобилей закончилась вместе со страной в которой их делали.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:)


Источник: Каждому по потребностям: какие автомобили были доступны представителям советской номенклатуры
Автор:
Теги: ссср номенклатура автомобили

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
14 гениальных вещей для кухни, которые есть у единиц, хотя они доступны каждому
14 гениальных вещей для кухни, которые есть у единиц, хотя они доступны каждому
23
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 09:01 29 апр 2021
Убогие блюда советской кухни. (мнение)
Убогие блюда советской кухни. (мнение)
78
Здесь только хорошие новости! 14:55 16 июн 2019
В рационе каждой советской семьи были блюда, о которых сейчас даже страшно вспоминать, невероятно убогая еда
В рационе каждой советской семьи были блюда, о которых сейчас даже страшно вспоминать, невероятно убогая еда
1
Застолье 14:38 25 окт 2023
Тренды: какие люди сейчас в моде, а какие считаются устаревшими?
Тренды: какие люди сейчас в моде, а какие считаются устаревшими?
3
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 12:28 30 авг 2024
Какие мужские профессии изначально были чисто женскими, и почему потом всё изменилось
Какие мужские профессии изначально были чисто женскими, и почему потом всё изменилось
3
Человек познаёт мир 08:30 02 апр 2024
Ужасы советской гинекологии?
Ужасы советской гинекологии?
76
Живи правильно 17:00 04 дек 2017
У каждого свой крест: какие страдания выпадают каждому знаку Зодиака
У каждого свой крест: какие страдания выпадают каждому знаку Зодиака
6
Здесь только хорошие новости! 05:23 24 дек 2020
Как вырастить гения: Какие книги читали великие люди, когда ещё не были известными
Как вырастить гения: Какие книги читали великие люди, когда ещё не были известными
9
Человек познаёт мир 11:30 10 окт 2023
Какие советские женские имена снова входят в моду?
Какие советские женские имена снова входят в моду?
6
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 18:44 03 окт 2024
И снова о женщинах-сэндвичах. А ведь они были всегда...
И снова о женщинах-сэндвичах. А ведь они были всегда...
11
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 09:00 23 янв 2024
Как и чему учились цыганские дети, и почему советской власти не удалось ликвидировать безграмотность
Как и чему учились цыганские дети, и почему советской власти не удалось ликвидировать безграмотность
3
Человек познаёт мир 07:30 17 янв 2024
Стильные универсальные ароматы на каждый день
Стильные универсальные ароматы на каждый день
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 17:21 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства