Исследования ученых показали, что игры делают нас более счастливыми, умными и креативными.
Психиатр Стюарт Браун всесторонне изучил суть этого сложного биологического процесса. Вот несколько интересных фактов из его книги «Игра».
1. Игра повсюду
Ни для кого не секрет, что даже взрослые млекопитающие и птицы с удовольствием играют. Но ученые выяснили: игровое поведение можно наблюдать и на низших ступеньках эволюционной лестницы. Определенные действия, которые можно расценивать как игру, совершают осьминоги, рыбы, муравьи. Игра есть буквально повсюду.
Другое интересное наблюдение: даже при явной опасности игры животные продолжают ее. К примеру, снежным козам нравится скакать вдоль обрывов на огромной высоте. Нередко такая игра заканчивается падением и гибелью особей. Почему же в ходе эволюции у коз не отпала необходимость в этом рискованном и, казалось бы, бессмысленном действии? Вероятно, польза от игры гораздо значительнее возможных потерь. И действительно, по наблюдениям ученых, игривые особи лучше остальных приспособлены к жизни.
2. Влияние игры на мозг
Ученый Джон Байерс проанализировал, как соотносится размер мозга c игровым поведением животных. Ему удалось совершить удивительное открытие: чем чаще животные играют, тем сильнее у них развит лобный отдел коры головного мозга.
Это значит, что во время игры совершенствуются когнитивные функции: способность планировать будущее, отличать существенное от неважного, осознавать и организовывать свои чувства и мысли. Кроме того, развиваются участки мозга, отвечающие за чувство музыкального ритма, обработку речи, внимание и многое другое. Таким образом, игра физически меняет наш мозг.
И еще одна важная сторона игрового процесса: во время игры мы пробуем разнообразные вещи, примеряем на себя другие роли, не создавая для себя реальной угрозы. Ведь это всего лишь игра. Но она дает нам шанс многое испытать и протестировать самих себя. Эта своеобразная симуляция жизни позволяет вообразить условия и пережить ситуации, в которых мы раньше не оказывались. Прекрасный способ накопить опыт и научиться чему-то новому.
3. Игра и обучение
Обучение и запоминание лучше работают, если связать их с игрой. По словам психолога Стивена Сивия, когда крысы играют, «игра освещает все» в их мозгу. Укрепляя связи между зонами мозга, игра улучшает сохранение знаний.
Наблюдения за школьниками дают аналогичные результаты. Например, если на большую перемену выделяется достаточно времени, после нее результаты улучшаются. Возможно, дело в том, что игра требует полного погружения. В состоянии игры внимание удерживается исключительно на игровой деятельности, которая приносит удовольствие, а фиксация в памяти тесно связана с повышенным вниманием и эмоциональным вознаграждением. Кроме того, игра задействует разные центры восприятия и познания в мозге.
Силу игры в процессе обучения давным-давно оценили создатели «Улицы Сезам», самой долго идущей детской передачи в Соединенных Штатах. Они использовали юмор, понятный детям, и пародии на популярную культуру, привлекательные для родителей. Куклы позволяют донести самую разную практическую информацию, не теряя интереса детей. Смесь фантазии и реальности, шуток и уроков более сорока лет остается эффективной и успешной комбинацией.
4. Игра необходима для успешной работы
Чувство печали, перегрузки на работе, стресс… Трудно поверить, однако все это может быть связано с отсутствием игры. Нельзя относиться к работе слишком серьезно — это путь к унынию и провалу. Но потеря радости от работы не грозит тем, кто воспринимает рабочий процесс как игру.
Самые счастливые и успешные люди — те, кто по-настоящему увлечен своей работой, как ребенок игрой. Лучшие инженеры, ученые и повара в детстве любили собирать конструкторы, изучать окружающий мир и экспериментировать на кухне. Став взрослыми, они просто продолжают играть. Поэтому если работа не приносит вам такого же удовлетворения, как игра, то, возможно, пришло время поменять ее.
Кроме того, игра — источник новых идей. Креативность и способность придумывать что-то новое во многом зависят от того, сколько времени человек тратит на игру. Если мы перестаем играть, то наше поведение становится фиксированным. Нам неинтересны новые вещи. Мы перестаем получать удовольствие от мира вокруг и становимся менее изобретательными. Мозговой штурм и другие виды командной работы — это тоже игры, которыми не стоит пренебрегать на работе.
5. Игра поможет сберечь любовь и дружбу
Интервью с семейными парами показали, что совместные игры помогают вернуть утерянную романтику и даже открыть новые грани эмоциональной близости. Те семьи, в которых было принято играть, не распались. Пары, которые не нашли возможности играть, либо расстались, либо и дальше терпели не самые счастливые отношения.
Игра — источник радости, юмора и фантазии. Она помогает ощутить новизну и учит проще относиться к разногласиям. Без игры практически невозможны глубокие отношения между людьми. Кстати, это касается не только любви, но и дружбы. Есть различные виды игрового поведения, например шутки, которые позволяют нам открыться друг другу, чувствуя себя при этом в безопасности. Игра ограничивает глубокие психологические страхи и уязвимые моменты, которые угрожают эмоциональной близости.
Дразня друг друга, люди обычно нащупывают границы отношений. Шутки, в которых содержится нереалистичное преувеличение, позволяют безопасно разобраться с настоящими страхами, не превращая их в обвинения. «Конечно, сейчас ты мой лучший друг, но когда я одолжу тебе деньги, ты возьмешь и уедешь на Бора-Бора — и я тебя больше не увижу», — может сказать один друг. Шутки — это минимально инвазивная хирургия в отношениях: они проникают на более глубокий эмоциональный уровень, не оставляя ран на входе.
Подробнее о книге «Игра»
Читать отрывок из книги
.
published on
Запись
Комментарии (0)