Удивительно, но такого ясного, четкого изображения, которого добивались при изготовлении дагеротипов почти двести лет тому назад, современные цифровые камеры воспроизвести не могут. Не зря эти снимки когда-то назвали «зеркалом с памятью»: в них можно вглядываться бесконечно, рассматривая или человека, который сидел когда-то перед объективом, или пейзаж, который уже давным-давно изменился. Дагеротипы были зеркалами и в прямом смысле слова – изображение получалось зеркальным. А еще оно было одновременно негативом и позитивом – все зависело от того, как смотреть на снимок.
Рождение фотографии
Схватить момент, зафиксировать событие, оставить в памяти внешний облик дорогого человека – все это долгое время было прерогативой художников. Но в XIX веке мир уже всерьез задумывался над другими способами «поймать мгновение», рассмотреть мир не только «в натуре», но и отраженный на материальных носителях. В принципе, это умели и до изобретения дагеротипа – создать изображение, например, используя камеру-обскуру. Проблема была в том, чтобы научиться закреплять это изображение – превращать его в неизменяемый снимок.
Знаменитое изображение из Ле-Гра - слева оригинальное, справа - улучшенное; не отличается выдающимися особенностями, но это - первая в истории фотография
Самой первой в мире фотографией считается «вид из окна в Ле Гра», изображение, полученное методом гелиографии в 1826 году. Автором этой технологии был Нисефор Ньепс, применявший свою разработку для снятия копий с гравюр. Первый его опыт отображения реального пейзажа с помощью той самой камеры-обскуры и пластинки, покрытой слоем битума, оказался, конечно, революционным, но не поражал воображение четкостью – как это удастся чуть позже специалистам по дагеротипии.
Луи Дагер и Нисефор Ньепс
Эта технология получила свое название по имени изобретателя – Луи Дагера, который был к тому времени известен как владелец диорамы, большой лентообразной изогнутой картины в отдельном помещении. Дагер не только сам экспериментировал с веществами, меняющими цвет под воздействием света, но и пользовался достижениями других изобретателей – в первую очередь, того же Ньепса. Союз этих двух энтузиастов фотографии и привел в итоге к появлению первых пластинок-дагеротипов – дорогих, но поражающих воображение снимков, действительно похожих на замершее отражение в зеркале.
Появление дагеротипии
Ньепс умер в 1833 году, и увидеть дагеротипные изображения не успел, все лавры достались самому Дагеру и сыну Ньепса. Сообщение об изобретении было сделано в январе 1839 года на заседании Парижской академии наук, тогда же были продемонстрированы снимки, причем достойные члены академии всерьез подозревали, что видят перед собой работу талантливого гравера, настолько качественными и четкими были изображения.
Слева - дагеротипное изображение человека, рожденного в 1749 году; справа - первая фотография живого животного, 1842 год
Увы, отличительной особенностью используемых тогда материалов была их низкая светочувствительность – на практике это означало, что для получения качественного снимка требуется долгая выдержка – от 15 до 30 минут, а также яркий солнечный свет. Это, казалось, делало невозможным съемку портретов, оставаться полностью неподвижным на столь долгий период времени было трудно. К счастью, прогресс остановить было уже нельзя – совершенствовались объективы, использовались линзы, усиливавшие возможности фотоаппарата. Уже в 1840 начали появляться первые портретные фотоателье.
Вероятно, первые дагеротипные портреты в истории - 1839 год
Вот как делали дагеротипное изображение, например, портрет. Сначала требовалось подготовить пластинку, верхний слой которой был из серебра (он припаивался к латунной или медной основе или же наносился методом гальванизации). Потом пластинку тщательно полировали – для получения снимка она должна была стать абсолютно гладкой. Эту работу выполняли непосредственно перед фотографированием, используя мех, бархат или вату. После пластинку погружали в специальные растворы, где она попадала под воздействие йода, брома и хлора – все это происходило в полной темноте или же при специальном (желтом) свете.
Первые фотографии
Готовая пластинка помещалась в специальную светонепроницаемую кассету, а кассета – в фотокамеру. После этого можно было фотографировать – при этом откидывалась передняя крышка объектива, открывая доступ света к пластинке. После пластинку нужно было проявить – сделать скрытое на ней изображение видимым. Для этого использовали нагретую до 50-70 градусов ртуть – ее пары, поднимаясь к помещенной над ртутью пластине, вступали во взаимодействие с йодистым серебром. Дальше требовалось только остановить процесс в нужный момент – зафиксировать изображение с помощью соляного раствора.
Дагеротип 1838 года, бульвар лю Тампль снят из окна диорамы; видны человеческие фигуры - чистильщика обуви и его клиента, длинная выдержка позволила запечатлеть только их. Источник: commons.wikimedia.org
Понятно, что дело это нельзя было назвать безвредным – пары ртути опасны для здоровья; фотографам предписывалось выполнять работу, защищая органы дыхания, но это делали далеко не все. Был придуман и другой вариант проявлять снимки – без использования ртути, под воздействием солнечных лучей. Правда, это требовалось делать около суток. Готовый снимок покрывался хлоридом золота для лучшей сохранности, а также убирался под стекло в рамку, часто еще и в специальную коробочку с крышкой, покрытой черным бархатом – так, чтобы можно было увидеть не негативное, а позитивное изображение.
Камера-обскура и кассеты с пластинами. Источник: commons.wikimedia.org
При отсутствии всех этих мер был высок риск, что дагеротип испортится: осыпется, пойдет пятнами – это было хрупкое произведение. Зато детализация была поразительной – можно и сейчас увеличивать дагеротипные снимки в десятки раз, настолько четким получалось изображение. Пластинки также создавали эффект глубины, как бы дублируя реальность по эту сторону снимка. Неудивительно, что дагеротипия приобрела в сороковых годах позапрошлого века огромную популярность.
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:)
Комментарии (2)