«Потешный был старик этот лорд Мортлейк! У него были только две темы для разговора – его подагра и его жена. И нельзя было понять, о которой из двух идет речь. Он так страшно ругал и ту и другую...» О. Уайльд
Мой друг, далекий от всяких матримониальных страстей, недавно вступил в брак, хотя жениться в наше время совершенно не модно. Зачем жениться, когда можно и так... испытывать чувства.
В сущности, он их испытывал уже не один год и никакой необходимости в регистрации своего внутреннего состояния перед суровым лицом государства не ощущал. Все дело было в будущей теще, напуганной возможной деноминацией ее трудовых сбережений.
А вот невеста об инфляции помалкивала. Стало быть, им – этим гордым, независимым, эмансипированным женщинам, способным кого угодно остановить на скаку, самостоятельно построить дом, посадить дерево и прокормить семью, зачав ребенка в лабораторных условиях, без шума и пыли, — им все еще нравится выходить замуж! Им все еще нужен муж?!
Порасспросив на эту тему женщин, состоящих в браке, удалось выяснить, что, в принципе, им нужен муж не простой, а... идеальный. Хотя многие отдают себе отчет, что в реальной жизни таких, скорее всего, нет, и приходится влачить свои дни, как в одной из эпиграмм Марциала:
«Трудно с тобой и легко, и приятен ты мне, и противен,
Жить я с тобой не могу и без тебя не могу».
«Идеальный муж? Это что-то такое... ненастоящее. Чего и нет на этом свете, а разве только на том» – такую истину вложил Оскар Уайльд в уста своей героини (и мы не раз еще обратимся к его мыслям).
И все же в глубине души некоторые верят, что идеальные мужья существуют, и в достаточном количестве, но у других жен: у соседок, знакомых, а уж за границей их вообще не счесть. Свой же муж непременно оказывается плохоньким, далеким от идеала: или его вечно нет дома, или он вечно мозолит глаза, или не приносит в дом денег, или не выносит из дома мусор – в общем, жене всегда есть за что его попилить.
«Другие – по космосам, а мой-то – по голосам», – жаловалась жена одного из главных героев фильма «Старый Новый год». И если ваш муж тоже чудом затесался в звездный отряд и в космос, значит, его не заставишь мыть вашу земную посуду и выносить ваш земной мусор.
В целом рассуждения жен о том, какой он, идеальный муж, сводятся к портрету, так удачно изображенному невестой Агафьей Тихоновной из гоголевской комедии «Женитьба»:
«Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича…»
Женой вообще гораздо приятнее быть, чем мужем.
В слове «жена» слышится уважение, общественное признание. Аналога насмешливому мужского рода слову «женатик» в женском роде нет и быть не может. К старой деве чувствуют жалость, к старому холостяку – зависть: мол, молодец, не дал себя захомутать, свободный человек.
«Окрутить» кого-то, «женить на себе» может только женщина. Мужчина никого не окручивает, а с достоинством ведет под венец.
Жена, как известно, никогда не бывает «рогатой». Это, безусловно, прерогатива мужа.
Да и вообще муж — персонаж анекдотический, вечно возвращающийся из командировки со всеми вытекающими последствиями. «Муж объелся груш», – гласит русская народная мудрость.
Единственный положительный образ мужа удалось отыскать в казахском фольклоре: «Муж, как мышь, собирает, жена, как гусь, уничтожает». Прекрасная казахская пословица, правда? Но неубедительная. Муж как мышь – мужик, наверное, неплохой, но... не орел все-таки…
Но даже у положительных мужей не слишком много шансов получить звание «идеального». Героиня Оскара Уайльда, обладающая лучшими мужьями в Лондоне, горестно вздыхает:
«Мой Реджинальд безнадежно добродетелен. Иногда это просто невыносимо. В знакомстве с таким человеком нет ни малейшего интереса! Мы с вышли замуж за примерных мужей и вот теперь страдаем!..»
Современной, высокообразованной и хорошо информированной жене угодить особенно трудно. Ей бесполезно оставлять на видном месте цитаты из Домостроя, хотя его автору принадлежат золотые слова:
«Добрая, трудолюбивая и молчаливая жена есть венец мужу своему. Блажен и муж у такой жены…»
Но сейчас днем с огнем не сыщешь молчаливой жены. По всем каналам, во всех эфирах и на всех страницах жены без умолку рассказывают и про то, и про это…
«Назначение женщины не в том, чтобы судить нас, а в том, чтобы нас прощать, когда мы нуждаемся в прощении, ее дело миловать, а не карать» — все твердит и твердит нам Оскар Уайльд...
Еще не так давно средняя женщина хотела от своего мужа довольно простых вещей: человеческого тепла (доброты, внимания и понимания), достаточного и стабильного оклада, относительной верности (если она ни о чем не догадывалась, то и слава Богу), возможности ставить мужа в пример детям и получать от него букетик мимозы на 8 Марта. Казалось, все вокруг живут точно так же, и это утешало. Нормальная жизнь ведь – грех жаловаться!
С появлением в нашей жизни денег и увеличения шансов их зарабатывать ситуация изменилась. Если семью обеспечивает муж, то жена может наконец не работать, а жить в свое удовольствие, занимаясь домом, детьми и собой. Что это, как не вечная мечта наших тружениц, что это, как не счастье? Но, оказывается, жены олигархов страдают до такой степени, что об этом давно стали писать в New York Times. Американские домохозяйки столкнулись с похожей проблемой в 50-е годы. Специалисты окрестили это «болезнью без названия»: вынужденное безделье приводило к ощущению бессмысленности жизни.
Кстати, в викторианские времена англичане считали это неврастенией...
Комментарии (0)