Семейная система часто смердит деструктивными отношениями. Неспособность говорить о потребностях, проблемах основана на том, что нет контакта с внутренним миром, человек не обращает внимания на собственные чувства. Живёт по привычке, так как не было эмоционально здорового родителя рядом, который знакомил бы ребёнка с его внутренним миром и учил бы распознавать свои истинные желания.
Принято, что существуют четыре базовые чувства: страх, злость, радость и печаль. Во многих семьях есть запрет на проявление тех или иных базовых чувств.
Например, в семье активно выражается страх, печаль и радость, а злость табуирована. Иногда бывают запрещены сразу несколько базовых чувств. В любом случае, подавляемая энергия чувств никуда не девается. В такой семье обязательно будет создаваться симптом (болезнь, зависимость, травмы, возможно, даже суицид). Запрет на эти чувства сформирован каким-то сильным убеждением или интроектом. В гештальт-подходе, интроект – это чужеродное послание другого, более сильного объекта — это может быть родитель, социальные нормы, религия, которое принято, как догма, но не проверена своим жизненным опытом. Рассмотрим примеры интроектов, которые способствуют подавлению базовых чувств.
«Не бойся. Будь смелее».
По сути в этих фразах заложено послание «Когда ты боишься – брось себя, действуй на автомате, оторванный от чувств». То есть, мы научаемся бросать ту часть души, которая испугалась.
Преконтакт – первый этап цикла контакта. В идеале это означает аккуратно знакомиться с чем-то новым в жизни и формировать свою безопасность. Для многих, комфортный преконтакт – недоступное умение, ведь они уже приучились действовать с помощью гиперкомпенсации – рвать и ломать себя, достигая цели. Но потом всё равно бессознательно страх догоняет. Человек может не понимать, что ему страшно, поэтому появляются ощущения тревоги, тревожные состояния. Человек может не связывать возникшие состояния с источником страха, поэтому они, как необъяснимые и непонятные, пугают ещё больше. В большинстве случаев появляется желание как-то убежать от этих переживаний путём изменения состояния сознания (алкоголь, наркотики, депрессия, апатия).
Но на самом деле в переживании чувства страха скрыт большой потенциал заботы о себе. Если давать ребёнку возможность переживать страх и не обесценивать это, как недостойное и неодобряемое чувство, то ребёнок научается интуитивно приближаться к личности другого человека, к миру в целом, познавая окружающее пространство, но постоянно смотря на себя – насколько ему это комфортно.
Следующий интроект – «Злиться нельзя (плохо, грешно)».
Последствия данного интроекта, если применяли в семье с самого рождения, следующие:
- ребенок даже не умеет распознавать свою злость;
- ушибы, порезы, переломы, аварии и даже возможен суицид (аутоагрессия);
- психосоматика;
- тревожные расстройства, постоянно присутствующие в жизни (социофобия, панические атаки).
Преимущества владения злостью – это прежде всего самопредъявление, способность выразить своё мнение и отстоять собственные границы, хорошая самооценка. Здоровая агрессия не разрушает границы другого. Нет мотивации сделать другому человеку больно, навредить. Есть цель – предъявиться.
«Если ты порадуешься – потом придётся за это платить страданиями».
Религиозные интроекты «Ты в грехе рожден», «Раб Божий». В большинстве семей не принято радоваться, так как в ощущениях – за всё в жизни надо будет платить. Нет навыка проживать чувство радости. У ребёнка не пытаются узнать, что его радует, и поддержать его в этом. Есть суррогат веселья – застолья, общепринятые праздники, обилие игрушек как замена живым отношениям. В повседневности преобладают достигательство, холодный расчёт, упрёки, угрюмость, тяжёлая атмосфера в доме. Неспособность переживать радость ведёт к потере интереса к жизни.
Что же даёт присвоенное чувство радости? Помогает ярче переживать ощущения из повседневной жизни – вкус еды, тёплые встречи с друзьями, ощущения близости, интимности отношений, наслаждение от ветра, солнца, воды и многое другое.
Радость отличается от веселья, она тихая и спокойная.
«Не печалься, всё пройдет».
Грусть и печаль социально не одобряются. Проявления этих чувств напрягают окружающих и в большинстве случаев даются советы «Да не переживай», «Займись чем-нибудь другим», «Найди себе другую/ого», «Забудь», «Выпьем?».
Печаль – это признак завершения какого-то дела, проекта, отношений (постконтакт). Неспособность проживания печали не позволяет встретиться с результатом. А отсутствие результата приводит к обесцениванию приложенных усилий и времени, вследствие чего человек обесценивает не только свой опыт, но и себя. Нет печали – нет личности.
Ребёнок имеет право печалиться. От разлуки с родителями, нереализованных желаний и по другим причинам. Взрослый человек, проживающий печаль, умеет завершать отношения, не перепрыгивая в новые, усваивать пережитый опыт, делать выводы. Это позволяет стать ему более зрелым. Благодаря этой способности формируются собственные ценности и ощущение самоценности.
Приведённые примеры подавления базовых чувств нам показывают, что принимая чужие установки, мы теряем свою жизнь. И часто это происходит в детстве, когда критическое мышление отсутствует.
Отсутствие эмоциональной зрелости – это как фундамент с трещиной, на которой стоит здание. И такое здание может рухнуть в любой момент. Поэтому все усилия прикладываются на то, чтобы удержать непрочное строение путём манипуляций, подмен и насилия друг над другом. Это необходимо, чтобы создать образ – «у нас всё хорошо».
Создать здоровые отношения поможет эмоциональная зрелость. Она даёт возможность справляться с жизнью, даёт ощущение свободы, как себе, так и другому.
Источник:
psy-practice.com
published on
Запись
Комментарии (0)