Мы становимся цифровыми существами, жителями нового кибермира. В то же время мы остаёмся творениями старого материального мира. Наши «я» могут потеряться между этими двумя мирами, запутавшись в цифровых сетях на краю реального и виртуального.
Первым делом, когда вы просыпаетесь, вы не целуете партнёра или не гладите собаку. Нет, вы берёте смартфон: отключаете будильник и заодно начинаете проверять социальные сети, почту, мобильный банк. Кто пробуждается: реальный человек или его кибер-двойник?
Затем вы идёте в ванную, смотритесь на ходу в зеркало, открываете Инстаграм. Где вы себе больше нравитесь, в зеркале или на отредактированных и пропущенных через фильтры фото в соцсетях? Вы чувствуете, что граница между вашим реальным и виртуальным существованием начинает размываться? Даже если скажете, что нет, наверняка вы часто ловили себя на неуёмной, невесть откуда взявшейся тревоге. Это симптом цифрового двойничества, словно бы человеческая натура протестует против размытия личности между двумя мирами.
Психолог Елена Беззубова называет этот феномен цифровой деперсонализацией. Она описывает это явление следующими ситуациями. Например, возьмём среднестатистического мужчину, который работает менеджером по продажам. Утро, он наливает себе кофе, параллельно разговаривая с матерью и проверяя свой телефон. Он рассказывает маме, что вчера ходил в кино со своей девушкой. Но читая всплывающие уведомления на экране смартфона, он чувствует, что его личность двоится и даже троится. Вот диалог с другом в WhatsApp – там он разбитной шутник. Вот его профиль в Тиндере – там он ловелас, флиртующий с девушками. А вот профиль в LinkedIn, где он предстаёт молодым профессионалом в поиске хорошей работы. И все эти «я» этого мужчины кажутся нереальными: ему трудно найти настоящего себя среди множества приложений и соответствующих им ролей.
Проще говоря, наши «я» в фейсбуке или на сайте для соискателей – это не реальные «я», правдиво отражающие реальных нас. Это наши надежды, фантазии, желания или намерения. Это цифровой образ, который зачастую может иметь мало общего с реальным человеком.
Действительно, сколько людей сейчас живут в отрыве от реальности или погружаются в виртуальный мир всё глубже, потому что в реальном их что-то не устраивает? Речь идёт не только о подростках, которые сидят на «дваче» и «лурке», играют в «доту» и читают не классику, а чьи-то «пасты», часто переполненные ненавистью, злобой и различными перверсиями. Можно не иметь друзей (неважно, студент вы или 50-летняя разведённая женщина), быть изгоем в университете или на работе, но при этом быть востребованным в интернете. Вести смешной микроблог в Твиттере, писать проникновенные стихи в фейсбуке, выкладывать захватывающие фотографии пейзажей в Инстаграме. И быть при этом абсолютно заурядным человеком, стараясь иметь как можно меньше контактов с реальным миром.
Воображаемая реальность страшна тем, что она может завладеть человеком полностью. При этом он может не понимать, что на самом деле мира, куда его тянет, не существует, что это только картинки в интернете или слова, напечатанные в соцсетях. Тем самым он рискует потерять свою личность, деперсонализироваться.
Однако, с этим придётся смириться. Кибермир уже сливается с реальным миром, и процесс персонализации нужен людям как маяк: свет в океане информации и бесчисленных вариаций цифровой личности.
published on
Запись
Комментарии (0)