Сотрудники Исторического музея разрешали Виктору Васнецову пользоваться старинными доспехами из запасников, и в течение 27 лет написания картины художник вольно смешивал не только краски, но и исторические образы и времена.
Что же не так со знаменитыми тремя «Богатырями» Васнецова? Новости и факты предлагает посмотреть на известную всем картину под «историческим» углом.
Правильное название
Для начала стоит сказать, что картина называется не «Три богатыря», как думают и говорят многие, а «Богатыри». Искусствоведческая позиция по этому вопросу не имеет канонического правила. Однако чисто семантически «Богатыри» шире, чем название, имеющее числительное ограничение. В образах Ильи Муромца, Алёши Поповича и Добрыни Никитича читаются обобщенные персонажи всех защитников земли русской, а не конкретные былинные богатыри, которые предстают при произнесении конструкции «три богатыря». Аллегоричность образов можно разобрать по деталям.
Илья Муромец — старик и мальчик
Если брать за основу центральный образ картины — былинного русского богатыря Илью Муромца — и то, каким он изображён на картине Васнецова, то Алёша Попович должен был бы быть совсем юнцом, а Добрыня Никитич — глубоким старцем. Разницу в возрасте богатырей, безусловно, на картине можно определить благодаря мастерству художника, но она не такая значительная, как если придерживаться исторической достоверности.
Согласно былинным сказаниям, Илья Муромец — это простой крестьянский сын или же старый казак. Прототипами для этого персонажа Васнецову послужили два человека — обычный крестьянин и знакомый извозчик.
«Шишак» Ильи и колпак Добрыни
На голове Ильи Муромца — так называемый «шишак», первое упоминание в летописях о котором встречается в четырнадцатом веке, но широкое распространение он получил только в шестнадцатом. Голову Добрыни Никитича защищает греческий колпак, который художник писал с экспоната тринадцатого века, который хранится в Оружейной палате в Москве.
Вместо ножа — крест
«На кресте-то у Добрыни был булатный нож», — говорится в одной из версий былины о том, как Добрыня Никитич убил Змея, совершавшего налёты на деревни и города русские. На картине Васнецова на груди у Добрыни отнюдь не булатный нож, а крест типа энколпион, в который обычно помещались реликвии или мощи, служившие оберегом в дальних странствиях. Интересно вспомнить мультипликационную версию Добрыни Никитича, сила которого подпитывалась от родной земли, поэтому энколпион мог служить хранилищем для частички «мати сырой земли», на которой вырос богатырь. Но что более интересно: факт связи силы Добрыни с землёй не встречается в народном эпосе.
Образ Добрыни Никитича Васнецов создавал прежде всего со своего друга-художника Василия Поленова. Прослеживаются в нём и черты отца, дяди и самого Виктора Васнецова. Согласно же русским былинам, Добрыня Никитич был родственником князя или боярином.
«Гривна» на шее
Алёша Попович — один из самых противоречивых образов в русском былинном эпосе. Он не полностью положительный герой, потому что распространяет слух о смерти названного брата Добрыни, чтобы взять в жёны Настасью Никулишну — его супругу. Алёша Попович — самый молодой из богатырской троицы, но при этом на его шее висит золотая «гривна» (в старославянском — ожерелье, браслет) — награда, которой русские дружинники отмечались князем в X–XI веках. Возможно, Васнецов «наградил» своего Алёшу Поповичу «гривной» в силу одной из версий, согласно которой прототип богатыря — ростовский боярин Александр (Олёша) Попович. Несостыковка эпох в образе Алёши Поповича наиболее заметна, если рассматривать золотую «гривну» на его шее с его доспехом — юшманом, который впервые в русских летописях упоминается около XVI века.
Прототипом для картинного образа Алёши Поповича Васнецову послужил сын Саввы Мамонтова — известного мецената и друга художника.
Полотно Васнецова «Богатыри» — визитная карточка русского художника и живописца, при создании которой он позволил себе смешать не одну историческую эпоху не просто так. Для живописца три русских богатыря — это отображение знаменитых былинных характеров, какими он их видел, некий собирательный образ фольклорной славянской силы и духа.
published on
Запись
Комментарии (0)