Православный человек мог годами молиться «бесовской» иконе. Хуже всего было то, что он об этом даже не подозревал. Черти искусно прятались. Когда выяснялось истинное происхождение образа, верующего охватывал ужас.
До сих пор не известно, зачем создавались адописные иконы и кто осмеливался их писать. Некоторые искусствоведы убеждены, что образы — грандиозный культурный миф.
Первая «бесовская» икона
Согласно легендам, впервые с такими изображениями люди столкнулись в XVI веке. В житие Василия Блаженного рассказывается о странном поступке святого. На глазах верующих святой бросил камень в икону, на которой была изображена Богородица. Богомольцы оторопели. Образ считали чудотворным и усиленно ему молились.
Ударившись об икону, камень обнажил страшное нутро. На свет показались черти и другая нечисть. Святой постепенно снял всю краску. На каждом сантиметре красовался чёрт или дьявол. Образ убрали с глаз долой и немедленно сожгли.
В XIX веке адописные иконы тоже были на слуху. Однако чаще всего их воспринимали как подделки. Чистовое верхнее письмо на образах было крайне неискусным.
Технология изготовления и опасность использования
Иконы изготавливали специальные богомазы. Образы состояли их двух слоёв. Сначала художник рисовал чертей, бесов и дьявола. Затем краска подсыхала и поверх наносилась грунтовка. Вторым слоем богомаз рисовал привычные лики святых. Таким образом для обнаружения адописной иконы требовалось снять верхний слой. Иногда художники скрывали под внутренним слоем только мелкие детали. Например, рога или другую дьявольскую атрибутику.
Подобные образы для православного человека представляли огромную опасность. Несмотря на то, что два слоя были отдельными, они неразрывно связывались. Получается, человек молился и святому, и дьяволу одновременно. По этой причине в адописных иконах православные усматривали происки чернокнижников. Кто же на самом деле рисовал эти иконы?
Зачем делали адописные иконы?
Существует две версии о том, для чего создавались адописные иконы. Согласно первой, «бесовские» образы изготавливали старообрядцы. Они нарочно помещали под лик святых чертей. Так приверженцы старых традиций подчёркивали своё отношение к церковным реформам. Для старообрядцев это было своего рода местью за принятие греческих канонов богослужения.
По другой версии старообрядцы были жертвами. Им, как и другим православным, иконы продавали офени. Хитрые торгаши, сколотившие целое тайное общество, получали двойную выгоду. Первый офеня приезжал в деревню и продавал бесовскую икону. После него в село наведывался подельник. Он поддевал ногтем краску и раскрывал страшную тайну икон. В качестве одолжения второй офеня предлагал увезти иконы из города. А на смену им продавал новые, самые обычные образы.
Где иконы сейчас?
Искусствоведы высказывают сомнения по поводу существования таких икон. Множество святых образов подвергалось реставрации. Во время восстановления предыдущий слой не удалялся, а замазывался. При такой технологии обязательно бы сохранились следы «бесовских» образов.
С другой стороны, адописных икон изготавливалось мало. Кроме того, владельцы стремились поскорее избавиться от них. Не исключено, что иконы сжигались без лишней огласки. Кто-то убеждён, что часть икон досталась в наследство современным «колдунам». Люди, посвятившие жизнь изучению магических ритуалов, наделяют сакральным смыслом подобные иконы.
published on
Запись
Комментарии (0)